Самолет як-15: фото, характеристики

Яковлев Як-15

Советскими конструкторами был создан реактивный истребитель Як-15 в средине 40-х годов прошлого века. Данная машина была спроектирована на базе уже существовавшего истребителя Як-3. Впервые данная машина произвела отрыв от взлетной полосы летом 46 года. Самолет Як-15 изготовлялся на протяжении двух лет с 46 по 47 год, за это время было выпущено 280 машин. Данный истребитель является переходной машиной от стандартных винтовых аппаратов к новым реактивным. Именно поэтому ее использовали как учебную.

История создания и эксплуатации истребителя Як-15

Изготовление данного самолета было начато по указу Сталина, в котором говорилось о создании 15 аппаратов данного типа, которые должны были участвовать в осеннем параде. Поэтому эти первые машины не имели оружия на борту.

Изготовление самолета осуществлял авиационный завод в городе Тбилиси, на котором уже производилась предыдущая машина Яковлева. Первая партия была изготовлена достаточно быстро и легко, потому что множество частей самолетов было аналогично. Но первый взлет самолет осуществил в городе Жуковском, поскольку тбилисский аэродром не мог допустить взлет и приземление машины данного класса. После заводских испытаний машину начала тестировать государственная комиссия.

Несмотря на то, что государственные испытания еще не были окончены, пришло новое постановление, в котором была поставлена задача об изготовлении еще 50 аппаратов данного класса, причем 25 из них должны быть изготовлены в двухместном варианте. Но в реальности ни одна двухместная машина типа Як-15 так и не была изготовлена, из-за того что не было данного бортового оборудования. Вместо них изготовили самолеты стандартной комплектации.

С начала 47 года данные машины были переданы в состав ВВС СССР и использовались в учебных целях, данные обучения проходили на взлетной полосе Сейма. После прохождения обучения пилоты и машины Як-15 участвовали в параде, который проводился 1 мая в Москве, на Красной площади. При этом было задействовано 50 машин класса Як-15. Несмотря на все это, машина имела недостатки, которые нужно было устранять. Изготовление самолета такой конструкции было больше всего политическим шагом, который должен был подтвердить боевую мощь Союза. Политики перед всем миром хотели показать, что война не ослабила СССР, а, скорее наоборот, активизировала все силы.

Особенности конструкции самолета

Силовая установка самолета Як-15 была представлена одним реактивным двигателем типа ЮМО-004. Он обеспечивал самолет тягой в 900 кгс. Что касается корпуса, то он практически идентичен корпусу истребителя Як-3. По внешнему виду аппарата можно сделать вывод, что конструкторы взяли Як-3 и оснастили его реактивным двигателем без особо существенных доработок.

Ферма корпуса была изготовлена из стальных труб, на которых крепилась дюралюминиевая обшивка. Носовая часть фермы имела специальные крепления, на которые был установлен двигатель. Днище корпуса машины было изготовлено из специального жаропрочного металла. Оперение в Як-15 полностью аналогично оперению самолета Як-3, был изменен только киль машины, а именно конструкторы увеличили его площадь. Крылья истребителя были составлены из двух лонжеронов, а по центру их была установлена арка, которая обхватывала силовую установку. Крыло было также обшито металлом и оснащено элеронами и посадочными щитками.

Топливная система аппарата была представлена четырьмя топливными баками. Два из них были установлены в крыльях, еще один − в носовом отсеке, а четвертый непосредственно был установлен над двигателем машины. Что касается электрооборудования нового истребителя, то оно было выполнено в точности, как и в предыдущем самолете. Данную машину планировали оснастить двумя крупнокалиберными пушками типа НС-23К, которые хотели установить над двигателем аппарата.

Як-15 характеристики:

Модификация Як-15
Размах крыла, м 9.20
Длина, м 8.70
Высота, м 2.27
Площадь крыла, м2 14.85
Масса:
пустого 1852
взлетная масса 2742
Тип двигателя 1 ТРД РД-10
Тяга, кгс 1 х 900
Максимальная скорость, км/ч
у земли 700
на высоте 786
Крейсерская скорость, км/ч 689
Практическая дальность, км 510
Практически потолок, м 13350
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 23-мм пушка (60 снарядов).

Як-15 видео

Истребитель Як-15

К концу Второй мировой войны стало ясно, что СССР отстал от Германии, Великобритании, США в области реактивного самолётостроения. Все перечисленные страны имели реактивные самолёты и выпускали их серийно. Правительство решило наверстать упущенное и подключило к решению этой проблемы лучшие КБ страны. ЯК-15 стал первым реактивным самолётом, принятым на баланс страны. Фото Як-15 вы можете видеть ниже.

История создания и эксплуатация самолёта

Советскому Союзу досталась трофейная техника и документация, но сами летательные аппараты не стали копировать, решили использовать двигатели Jumo-004 (РД-10) и запустили их в серийное изготовление. В апреле 1945 года ОКБ Яковлева поручили разработать реактивный самолёт с мотором РД-10 и тягой 900 кгс. Его решили делать на основе Як-3, поскольку он хорошо себя зарекомендовал, и на место поршневого двигателя можно было установить реактивный, в целом не меняя конструкцию.

Благодаря этому, доработок было немного, и создание летательной машины заняло мало времени, первый экземпляр уже был готов в октябре 1945 года и назывался Як-ЮМО. Последовали первые пробные испытания, в результате которых машину пришлось дорабатывать. А уже в апреле 1946 года последовали настоящие заводские испытания. В это время самолёт уже назывался Як-15. В этот же день проходили испытания и Миг-9.

Испытания были успешно завершены в июне, а в августе этого же года Як-15 и Миг-9 приняли участие в авиашоу в Тушино.

После этого поступило распоряжение И. В. Сталина о производстве 15 штук самолётов Як-15 и Миг-9 уже до парада в ноябре месяце. Что касается истребителя Як-15, то его комплектация упрощалась. На параде он должен предстать без вооружения и с топливным баком большего объема, а также радиооборудование необязательно должно быть в полной комплектации.

Производили самолёты на заводе в Тбилиси, но испытывать на грузинском аэродроме не могли, поскольку его ВВП была неудовлетворительной. Поэтому после производства летательные аппараты по железной дороге разобранными поставляли в город Жуковский. Там они проходили испытания. План выполнили, самолёты были приняты в ВВС, 50 Краснознамённый полк готовился к параду. Однако в этот праздничный день им так и не посчастливилось подняться в воздух, над Москвой завис сильный туман.

Не успели завершиться Госиспытания Як-15, как правительство выпустило постановление об изготовлении еще 50 машин такого типа, причем половина из них должны быть 2-местными. В 1947 году была выпущена эта партия машин, но 2-местные не изготовили, вместо них произвели те же Яки для парадов. А другая часть самолётов в качестве вооружения имела всего одну пушку.

На аэродроме Сейма в 1947 году начал работать учебный цент по переучиванию летчиков на управление самолётами с реактивным двигателем. Некоторые из этих летчиков были задействованы в параде на 1 Мая, когда произошла массовая демонстрация Як-15. Целью было показать, как быстро Советский Союз после войны наладил производство самолётов с реактивными двигателями.

Однако, подготовка к параду выявила много недостатков, она показала насколько это еще «сырой» вариант. Было выявлено:

  • 71 дефект конструкции;
  • 12 дефектов двигателя.

Однако это не помешало продемонстрировать на параде в Тушино «высший пилотаж» на Як-15, а в следующем году произошла демонстрация группового пилотажа на 5 самолётах, которую возглавлял генерал Е. Я. Савицкий. Также групповой пилотаж был продемонстрирован и в 1949 году, его возглавил полковник П. Чупиков. Всего было изготовлено 280 машин Як-15, а затем поступили на вооружение Як-17.

Самолёты Як-15 продолжали эксплуатироваться, использовались в вооруженных частях для ознакомления пилотов с реактивными самолётами до 1950 года, а затем были сняты с вооружения. История сохранила один экземпляр Як-15 в музее ОАО «ОКБ им А. С. Яковлева».

Технические характеристики

Чтобы лучше понять возможности самолёта того времени ниже мы привели его технические характеристики. Надеемся, эта информация будет для вас интересной.

Яковлев як-15. фото и видео. характеристики и история

Советскими конструкторами был создан реактивный истребитель Як-15 в средине 40-х годов прошлого века. Эта машина была спроектирована на базе уже существовавшего истребителя Як-3. В первый раз эта машина произвела отрыв от взлетной полосы летом 46 года. Самолет Як-15 изготовлялся в течении двух лет с 46 по 47 год, за это время было выпущено 280 автомобилей.

Читайте также  Международные аэропорты канады: список

Этот истребитель есть переходной машиной от стандартных винтовых аппаратов к новым реактивным. Как раз исходя из этого ее применяли как учебную.

эксплуатации истребителя и История создания Як-15

Изготовление данного самолета было начато по указу Сталина, в котором говорилось о создании 15 аппаратов данного типа, каковые должны были принимать участие в осеннем параде. Исходя из этого эти первые автомобили не имели оружия на борту.

Изготовление самолета осуществлял летный завод в городе Тбилиси, на котором уже производилась прошлая машина Яковлева. Первая партия была изготовлена достаточно скоро и легко, по причине того, что множество частей самолетов было подобно. Но первый взлет самолет осуществил в городе Жуковском, потому, что тбилисский аэропорт не имел возможности допустить приземление и взлёт автомобили данного класса.

По окончании заводских опробований машину начала тестировать госкомиссия.

Не обращая внимания на то, что национальные опробования еще не были окончены, пришло новое распоряжение, в котором была поставлена задача об изготовлении еще 50 аппаратов данного класса, причем 25 из них должны быть изготовлены в двухместном варианте. Но в действительности ни одна двухместная машина типа Як-15 так и не была изготовлена, из-за того что не было данного оборудования. Вместо них изготовили самолеты стандартной комплектации.

В первую очередь 47 года эти автомобили были переданы в состав ВВС СССР и употреблялись в учебных целях, эти обучения проходили на взлетной полосе Сейма. По окончании прохождения обучения машины и пилоты Як-15 принимали участие в параде, что проводился 1 мая в Москве, на Красной площади. Наряду с этим было задействовано 50 автомобилей класса Як-15.

Не обращая внимания на все это, машина имела недочёты, каковые необходимо было ликвидировать. Изготовление самолета таковой конструкции было больше всего политическим шагом, что должен был подтвердить боевую мощь Альянса. Политики перед всем миром желали продемонстрировать, что война не ослабила СССР, а, скорее напротив, активизировала все силы.

Особенности конструкции самолета

Силовая установка самолета Як-15 была представлена одним реактивным двигателем типа ЮМО-004. Он снабжал самолет тягой в 900 кгс. Что касается корпуса, то он фактически аналогичен корпусу истребителя Як-3.

По внешнему виду аппарата возможно сделать вывод, что конструкторы забрали Як-3 и оснастили его реактивным двигателем без очень значительных доработок.

Ферма корпуса была изготовлена из металлических труб, на которых крепилась дюралюминиевая обшивка. Носовая часть фермы имела особые крепления, на каковые был установлен двигатель. Днище корпуса автомобили было произведено из особого жаропрочного металла. Оперение в Як-15 всецело подобно оперению самолета Як-3, был поменян лишь киль автомобили, в частности конструкторы увеличили его площадь.

Крылья истребителя были составлены из двух лонжеронов, а по центру их была установлена арка, которая обхватывала силовую установку. Крыло было кроме этого обшито металлом и оснащено посадочными щитками и элеронами.

Топливная совокупность аппарата была представлена четырьмя топливными баками. Два из них были установлены в крыльях, еще один ? в носовом отсеке, а четвертый конкретно был установлен над двигателем автомобили. Что касается электрооборудования нового истребителя, то оно было выполнено в точности, как и в прошлом самолете.

Данную машину собирались оснастить двумя крупнокалиберными пушками типа НС-23К, каковые желали установить над двигателем аппарата.

Модификация Як-15
Размах крыла, м 9.20
Протяженность, м 8.70
Высота, м 2.27
Площадь крыла, м2 14.85
Масса:
безлюдного 1852
взлетная масса 2742
Тип двигателя 1 ТРД РД-10
Тяга, кгс 1 х 900
Большая скорость, км/ч
у почвы 700
на высоте 786
Крейсерская скорость, км/ч 689
Практическая дальность, км 510
Фактически потолок, м 13350
Экипаж, чел 1
Оружие: одна 23-мм пушка (60 снарядов).

Як-15 видео

Оружие ХХ века — Яковлев Як 15 и Як 17

Увлекательные записи:

  • Самолет авакс. фото. видео. история.
  • Cessna 185 skywagon. фото. характеристика.
  • Авиакомпания copa airlines. cm. cmp. официальный сайт.

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

Советскими конструкторами был создан тяжелый грузовой самолет модели Ан-22, что был оснащен турбовинтовыми двигателями. В литературе довольно часто…

Самолет Як-3 являл собой истребитель советского изготовления, что был оснащен одним двигателем. Разработкой данной автомобили занимался конструктор…

Самолет Ан-30 есть аппаратом, предназначенным для наблюдения и аэрофотосъёмки за местностью. По кодификации организации НАТО его обозначают «Лязг», а…

Самолет типа Су-8 являет собой бронированный штурмовик, что имеет два места для пилотов. Эта машина отличалась хорошими боевыми и летными качествами….

Вертолет Ми-35М есть экспортной версией русского вертолета Ми-24. Обе автомобили являются разработками конструкторского бюро имени Миля. Эта машина…

Истребитель F-22 Raptor есть многоцелевым аппаратом, созданным общими усилиями самых успешных компаний США в авиастроении. Данный проект был запущен для…

Як-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

ОКБ А.С. Яковлева начало работу над первым реактивным истребителем Як-15 в 1945 г. Согласно Постановлению ГКО от 9 апреля 1945 г., ОКБ поручалось спроектировать, построить и передать на испытания истребитель с двигателем ЮМО-004. Стремясь как можно быстрее выполнить задание, решили создать его на базе проверенного в эксплуатации самолета Як-3. Сохраняя его компоновку, турбореактивный двигатель установили на месте поршневого, в носовой части, а сопло вывели снизу в средней части фюзеляжа.

Истребитель Як-15 — видео

Так впервые в советской практике появилась реданная схема. Конечно, такая схема привела к некоторому ухудшению общей аэродинамики машины, но зато дала огромный выигрыш во времени. В ОКБ проект получил обозначение Як-ЮМО. А.С. Яковлев хорошо понимал важность поставленной задачи и возможную степень ответственности в случае неудачи. Работа над опытным Як-ЮМО велась высокими темпами. Конструкция самолета цельнометаллическая, с максимальным использованием узлов и агрегатов серийного Як-3. Внизу фюзеляжа, над соплом двигателя, крепился легкосъемный теплозащитный экран.

В октябре 1945 г. новый самолет Як-ЮМО (обозначение Як-15 он получил несколько позже) был построен, и было запланировано до конца года начать его летные испытания. Но при первых же наземных испытаниях силовой установки выявился перегрев нижней части фюзеляжа от выхлопной струи двигателя, и сгорело хвостовое колесо. В декабре 1945 г. построили вторую машину, отличавшуюся увеличенной площадью стабилизатора, стальным хвостовым колесом и наличием вооружения.

В день, назначенный для первого полета, Як-15 стоял в полной готовности на аэродроме ЛИИ с самого утра. Но с КП сообщили: в первой половине дня действует запрет на полеты, в связи с полетами самолетов, готовившихся к первомайскому параду. Рядом на поле стоял самолет МиГ-9 конструктора А.И. Микояна и тоже ожидал разрешения на первый вылет. Когда же А.И. Микоян узнал о запрете, он лично позвонил командующему авиацией Московского военного округа и попросил, в виде исключения, произвести первый вылет его самолета. Ему разрешили, и МиГ-9 совершил первый полет, став первым реактивным самолетом в СССР. Через два часа взлетел и самолет Як-15, пилотируемый летчиком-испытателем М.И. Ивановым. Это было 24 апреля 1946 г. Заводские испытания завершились в июле 1946 г., а месяц спустя летчик М.И. Иванов продемонстрировал истребитель на воздушном параде в Тушино.

После этого праздника по личному указанию И.В. Сталина надо было построить 15 самолетов Як-15 к 7 ноября. 12 сентября 1946 г. Тбилисскому заводу было дано задание построить 15 самолетов и доставить их в Москву. И все это сделать за 55 дней. К первым числам ноября все 15 истребителей облетали летчики-испытатели, но воздушный парад не состоялся из-за погоды.

Прошедшие госиспытания самолета выявили некоторые недостатки. Так, из-за металлического хвостового колеса вибрировал руль поворота, газовая струя разрушала поверхность летного поля, при взлете бетонная крошка и камни повреждали стабилизатор и г.д. В заключении Акта по результатам госиспытаний отмечалось: «Самолет Як-15 удовлетворяет требованиям ВВС к тренировочному реактивному истребителю». Самолет Я к-15 стал первым советским реактивным самолетом, официально принятым на вооружение ВВС, и первым истребителем, на котором военные летчики осваивали высший пилотаж. Серийное производство Як-15 завершилось в 1947 г. выпуском 280 машин. Один экземпляр Як-15 сейчас хранится в музее ОАО «ОКБ им А.С. Яковлева».

Читайте также  Сколько лететь до нижнего новгорода из москвы

Тактико-технические характеристики Як-15

— Первый полёт: 24 апреля 1946 года
— Начало эксплуатации: 1947 год
— Конец эксплуатации: в начале 1950 годах
— Годы производства: 1946 — 1947
— Единиц произведено: 280

Экипаж Як-15

Размеры Як-15

— Длина: 8,7 м
— Размах крыла: 9,2 м
— Высота: 2,27 м
— Площадь крыла: 14,85 м²
— Нагрузка на крыло: 184 кг/м²

Вес Як-15

— Масса пустого: 1852 кг
— Масса снаряженного: 2742 кг

Двигатель Як-15

— 1× ТРД РД-10
— Тяга: 1× 900 кгс
— Тяговооружённость: 0,36

Скорость Як-15

— Максимальная скорость у земли: 700 км/ч
— Максимальная скорость на высоте: 786 км/ч
— Крейсерская скорость: 689 км/ч

Дальность полета Як-15

Практический потолок Як-15

Вооружение Як-15

— Пушки: НС-23КМ 2×23 мм; боезапас — 60 снарядов

Самолет як-15: фото, характеристики

  • Главная
  • Танки
  • Бронетехника
  • Военные самолеты
  • Гражданские самолеты
  • Пистолеты
  • Автоматы
  • Пулеметы
  • Винтовки
  • Ружья и карабины
  • Артиллерия
  • Вертолеты
  • Ракеты
  • Военные корабли
  • Подводные лодки
  • Авианосцы
  • Войска ПВО
  • Гранатометы
  • Военная служба
  • Страйкбольное оружие
  • Главная
  • Танки
  • Бронетехника
  • Военные самолеты
  • Гражданские самолеты
  • Пистолеты
  • Автоматы
  • Пулеметы
  • Винтовки
  • Ружья и карабины
  • Артиллерия
  • Вертолеты
  • Ракеты
  • Военные корабли
  • Подводные лодки
  • Авианосцы
  • Войска ПВО
  • Гранатометы
  • Военная служба
  • Страйкбольное оружие

Як-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

ОКБ А.С. Яковлева начало работу над первым реактивным истребителем Як-15 в 1945 г. Согласно Постановлению ГКО от 9 апреля 1945 г., ОКБ поручалось спроектировать, построить и передать на испытания истребитель с двигателем ЮМО-004. Стремясь как можно быстрее выполнить задание, решили создать его на базе проверенного в эксплуатации самолета Як-3. Сохраняя его компоновку, турбореактивный двигатель установили на месте поршневого, в носовой части, а сопло вывели снизу в средней части фюзеляжа.

Истребитель Як-15 — видео

Так впервые в советской практике появилась реданная схема. Конечно, такая схема привела к некоторому ухудшению общей аэродинамики машины, но зато дала огромный выигрыш во времени. В ОКБ проект получил обозначение Як-ЮМО. А.С. Яковлев хорошо понимал важность поставленной задачи и возможную степень ответственности в случае неудачи. Работа над опытным Як-ЮМО велась высокими темпами. Конструкция самолета цельнометаллическая, с максимальным использованием узлов и агрегатов серийного Як-3. Внизу фюзеляжа, над соплом двигателя, крепился легкосъемный теплозащитный экран.

В октябре 1945 г. новый самолет Як-ЮМО (обозначение Як-15 он получил несколько позже) был построен, и было запланировано до конца года начать его летные испытания. Но при первых же наземных испытаниях силовой установки выявился перегрев нижней части фюзеляжа от выхлопной струи двигателя, и сгорело хвостовое колесо. В декабре 1945 г. построили вторую машину, отличавшуюся увеличенной площадью стабилизатора, стальным хвостовым колесом и наличием вооружения.

В день, назначенный для первого полета, Як-15 стоял в полной готовности на аэродроме ЛИИ с самого утра. Но с КП сообщили: в первой половине дня действует запрет на полеты, в связи с полетами самолетов, готовившихся к первомайскому параду. Рядом на поле стоял самолет МиГ-9 конструктора А.И. Микояна и тоже ожидал разрешения на первый вылет. Когда же А.И. Микоян узнал о запрете, он лично позвонил командующему авиацией Московского военного округа и попросил, в виде исключения, произвести первый вылет его самолета. Ему разрешили, и МиГ-9 совершил первый полет, став первым реактивным самолетом в СССР. Через два часа взлетел и самолет Як-15, пилотируемый летчиком-испытателем М.И. Ивановым. Это было 24 апреля 1946 г. Заводские испытания завершились в июле 1946 г., а месяц спустя летчик М.И. Иванов продемонстрировал истребитель на воздушном параде в Тушино.

После этого праздника по личному указанию И.В. Сталина надо было построить 15 самолетов Як-15 к 7 ноября. 12 сентября 1946 г. Тбилисскому заводу было дано задание построить 15 самолетов и доставить их в Москву. И все это сделать за 55 дней. К первым числам ноября все 15 истребителей облетали летчики-испытатели, но воздушный парад не состоялся из-за погоды.

Прошедшие госиспытания самолета выявили некоторые недостатки. Так, из-за металлического хвостового колеса вибрировал руль поворота, газовая струя разрушала поверхность летного поля, при взлете бетонная крошка и камни повреждали стабилизатор и г.д. В заключении Акта по результатам госиспытаний отмечалось: «Самолет Як-15 удовлетворяет требованиям ВВС к тренировочному реактивному истребителю». Самолет Я к-15 стал первым советским реактивным самолетом, официально принятым на вооружение ВВС, и первым истребителем, на котором военные летчики осваивали высший пилотаж. Серийное производство Як-15 завершилось в 1947 г. выпуском 280 машин. Один экземпляр Як-15 сейчас хранится в музее ОАО «ОКБ им А.С. Яковлева».

Тактико-технические характеристики Як-15

— Первый полёт: 24 апреля 1946 года
— Начало эксплуатации: 1947 год
— Конец эксплуатации: в начале 1950 годах
— Годы производства: 1946 — 1947
— Единиц произведено: 280

Экипаж Як-15

Размеры Як-15

— Длина: 8,7 м
— Размах крыла: 9,2 м
— Высота: 2,27 м
— Площадь крыла: 14,85 м²
— Нагрузка на крыло: 184 кг/м²

Вес Як-15

— Масса пустого: 1852 кг
— Масса снаряженного: 2742 кг

Двигатель Як-15

— 1× ТРД РД-10
— Тяга: 1× 900 кгс
— Тяговооружённость: 0,36

Скорость Як-15

— Максимальная скорость у земли: 700 км/ч
— Максимальная скорость на высоте: 786 км/ч
— Крейсерская скорость: 689 км/ч

Дальность полета Як-15

Практический потолок Як-15

Вооружение Як-15

— Пушки: НС-23КМ 2×23 мм; боезапас — 60 снарядов

Фото Як-15

Похожее

Добавить комментарий

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского,, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире — капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны — резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Читайте также  Авиакомпании новосибирска: список

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Яковлев Як-15

Як-15 (по классификации НАТО — Feather, первоначально Type 2) — первый реактивный истребитель, принятый на вооружение ВВС СССР. Разработан на базе Як-3, совершил первый полёт 24 апреля 1946 года. В 1946—1947 годах построено 280 самолётов. В советских ВВС Як-15 считался переходным самолётом и использовался только для переучивания лётного состава с поршневых истребителей на реактивные.

Содержание

История создания

В конце второй мировой войны, советским войскам удалось захватить большое количество трофейного германского оборудования, в их числе были и реактивные двигатели Як-3. Конструкторы остановили свой выбор на реданной схеме, Jumo 004 устанавливался на месте ВК-107А с таким наклоном, что бы реактивная струя уходила под фюзеляж и крыло. Остальная часть планера была оставлена практически без изменений, за исключением дополнительного теплозащитного экрана из жаропрочной стали в районе сопла. Вооружение самолёта включало две пушки НС-23КМ с боезапасом по 60 патронов на ствол. Первоначально новый истребитель Яковлева был обозначен Як-ЮМО.

С 5 по 10 декабря 1945 года самолёт проходил наземные испытания, а затем, до апреля 1946 года машину готовили к первому полёту, который состоялся 24 апреля 1946 года. Из-за осторожности Александра Сергеевича Яковлева, затянувшего подготовку к первому полёту, Як-15 стал вторым советским реактивным истребителем, всего на пару часов отстав от МиГ-9. После первого полёта начались заводские лётные испытания, которые закончились 22 июня. После чего, по приказу Сталина, истребитель пошел в серийное производство, развернутое на заводе №31 на заводе в Тбилиси.

Осенью 1946 года была изготовлена малая серия из пятнадцати истребителей. Первые двигатели были собраны из трофейных запчастей, формально их ресурс составлял 25 часов, однако на практике – в лучшем случае 17 часов. Первый и последний самолёты малой серии были предъявлены на госиспытания, которые провели лётчики Г.А. Седов и А.Г. Прошаков. По итогам госиспытаний, закончившихся в апреле 1947 года, было выявлено очень много недостатков. Так, из-за металлического хвостового колеса, во время движения по аэродрому вибрировал руль поворота, газовая струя двигателя разрушала покрытие лётного поля, а поднятые камни и бетонная крошка повреждали стабилизатор и рули высоты, крайняя недолговечность двигателя, задымление кабины и т.д. Однако Як-15 был очень прост по технике пилотирования, а кроме того, очень напоминал в управлении Як-3, на базе которого был создан. Вследствие этого, было решено, что хоть Як-15 не удовлетворяет требованиям ВВС к истребителю, он прекрасно подходит на роль переходного самолёта между поршневыми и реактивными самолётами.

Один из серийных Як-15 использовался в ЛИИ в качестве летающей лаборатории во время отработки крыльевого комплекса дозаправки самолетов в воздухе, предложенного летчиками-испытателями И.Шелестом и В.Васятиным. Истребитель был оснащен макетом топливоприемника и в 1948 г. задействовался в летных экспериментах, в которых роль танкера играл Ту-2.

Модификации

  • Як-15: Серийный истребитель.
  • Як-ЮМО: Другое обозначение Як-15.
  • Як-17РД-10: Истребитель с улучшенной аэродинамикой, включавшей новые скоростные профили крыла и доработанное оперение. Кроме того, на Як-17РД-10 был оборудован катапультируемым сидением с бронеспинкой, бронированным лобовым стеклом и новым шасси. Самолёт был достроен 3 сентября 1946 года, на нём выполнили несколько рулёжек, однако в воздух поднимать не стали. В дальнейшем, под обозначением Як-17 строился другой самолёт.
  • Як-21: 9 июля 1946 г. Совмин выпустил Постановление №1498-665 о создании учебно-тренировочных самолетов с двойным управлением. Самолёт был не и имел вооружения, на месте фюзеляжного бака разместили вторую кабину для курсанта. 5 апреля 1947 года Як-21 впервые облетал лётчик испытатель завода №31 П.У. Фокин. Серийно самолёт не строился, ввиду того, что к весне 1947 года уже был облётан более совершенный Як-21Т.
  • Як-ЮМО «вывозной»: Другое обозначение Як-21.
  • Як-15В: Другое обозначение Як-21.
  • Як-21В: Другое обозначение Як-21.
  • Як-15У: Истребитель на базе Як-15, в дальнейшем строился под обозначением Як-17.
  • Як-21Т: Двухместный учебно-тренировочный истребитель на базе Як-15, в дальнейшем строился под обозначением Як-17УТИ.

Производство и эксплуатация

На следующий день после августовского воздушного парада в Тушино, Микоян и Яковлев были вызваны в Кремль, где получили личное указание Сталина о постройке пятнадцати МиГ-9 и такого же количества Як-15, для демонстрации на ноябрьском параде. «Парадные» Як-15 должны были выпускаться без оружия и бронезащиты, с верхним фюзеляжным топливным баком полного объёма (при установке пушек его объём уменьшался) и неполным комплектом радиооборудования. Выпуск Як-15 поручили заводу №31 в Тбилиси, который продолжал производить Як-3. работая в три смены, завод выпустил малую серию Як-15 вовремя, во многом благодаря преемственности конструкции истребителя с Як-3. Завод в Тбилиси строил самолёты, но испытывать их не мог, из-за непригодности для Як-15 ВПП его аэродрома. Истребители в разобранном виде отправляли железнодорожным транспортом в подмосковный город Жуковский, на аэродром ЛИИ. Там их собирали и облётывали. Первым эксплуатацию реактивных истребителей в ВВС начал личный состав 50-го отдельного учебно-тренирвочного Краснознамённого авиационного полка, во время подготовки к ноябрьскому параду над Красной площадью 1946 года. Однако спешка оказалась напрасной, пилоты уже сидели в кабинах, но им так и не пришлось поднять в этот день свои машины в воздух из-за тумана над Москвой.

Ещё до завершения госиспытаний, 16 декабря 1946 года вышло постановление, по которому заводу №31 предписывалось изготовить ещё пятьдесят Як-15, в том числе 25 в двухместном варианте, однако эти двухместные Яки так и не были выпущены. Вместо них, по предложению замминистра авиапромышленности был продолжен выпуск «парадных» Як-15. Причиной было то, что пушка НС-23КМ и часть радиооборудования для Як-15, ещё не прошли войсковых испытаний и изготавливались серийно в небольших объёмах. Поставки второй партии завершились к весне 1947 года, часть этих самолётов всё же имела вооружение состоявшее всего из одной пушки.

С января 1947 года переучивание летного состава ВВС на новую материальную часть (Як-15 и МиГ-9) начал проводить организованный на аэродроме Сейма 1-й учебно-методологический центр. Причем летчики из строевых частей 10, 11 и 14-го истребительных авиационных корпусов, прибывшие на переподготовку, были включены в число участников предстоящего 1 мая воздушного парада. Первая массовая демонстрация Як-15 состоялась 1 мая над Красной площадью. В этом параде приняло участие 50 Як-15 и 50 МиГ-9. Демонстрация, во многом была политическим шагом продемонстрировавшим то, что ослабленный войной Советский Союз, в кратчайшие сроки смог наладить производство реактивных истребителей. Однако самолёт был ещё очень сырым и по итогам непродолжительной эксплуатации Як-15 во время подготовки к параду, были выявлены существенные недостатки конструкции, Як-15 – 71 дефект, РД-10 – 12 дефектов.

В 1947 году в Тушино был продемонстрирован высший пилотаж на Як-15, а следующем, генерал Е.Я. Савицкий организовал пилотажную пятерку на Як-15, которую возглавил лично. В 1949 групповой пилотаж на Як-15 демонстрировала ещё одна пятерка, возглавляемая полковником П. Чупиковым.

Всего до 1947 года было произведено 280 машин, после чего завод №31 приступил к производству Як-17. Полноценные двухпушечные истребители были распределены в войсках для ознакомления пилотов с реактивной техникой. Эксплуатировались Як-15 параллельно с более совершенными Як-17 и так же недолго. Уже в начале 1950-х годов Як-15 были сняты с вооружения.

Сохранился всего один экземпляр Як-15, хранящийся в музее ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева».

Тактико-технические характеристики

Данные приведены по статье Як-15 на сайте «Уголок неба».