Ингурская ГЭС как добраться?

Ингурская ГЭС

В Грузию туристы едут в большинстве случаев ради паломничества по старинным храмам, гастрономического и винного туризма, отдыха в горах или на море. Но есть в этой стране и особые места, каких не увидишь больше нигде. Очень необычной, к примеру, обещает стать поездка на Ингурскую ГЭС. Потрясающе красивые пейзажи и мощь инженерной мысли манят сюда любителей настоящей экзотики.

Ингурская ГЭС на карте Грузии

Располагается одна из самых необычных достопримечательностей страны на самой границе с Абхазией, около поселка Джвари. Ближайшими к ней крупными городами являются Зугдиди и расположенный чуть дальше Кутаиси.

С адресом ГЭС связан еще один интересный факт. Поскольку сооружение находится одновременно на территории Грузии и Абхазии, и вырабатывает электроэнергию для них в пропорции 60/40 соответственно, его полноценная работа возможна только при сотрудничестве этих двух сторон, иначе обе страны остались бы без электричества. На его работу практически не повлиял грузино-абхазский конфликт – в районе ГЭС даже во время военных действий не прозвучало ни единого выстрела.

Что посмотреть?

Ингурская ГЭС – самая большая на Кавказе. Она начала работу в 1978 году. Станция стоит на реке Ингури и является плотинно-деривационной. Электроэнергию ГЭС вырабатывает благодаря перебросу части стока Ингури в реку Эрисцкали. Мощность дамбы Джвари, как называют ГЭС в народе, достигает 1300 МВт – это очень много, но следует отметить, что в настоящее время она не используется на максимум своих возможностей.

Итак, самое интересное здесь – это:

  1. Ингурское водохранилище в Грузии, которое протянулось на 20 с лишним километров и поражает ярко-бирюзовым цветом воды. Вблизи плотины оно больше напоминает море, а дальше, вверх по течению реки Ингури, водохранилище местами не отличить от знаменитых норвежских фьордов.
  2. Арочная бетонная плотина. Имеет высоту 271,5 м и по этому показателю занимает почетное 4-е место во всем мире. Длина плотины по гребню – 728 м.
  3. Смотровая площадка. Именно с нее можно сделать лучшие кадры, а также узнать много интересного об истории и строительстве ГЭС. Для этого здесь установлено несколько информационных щитов.

Грузия, активно развивая туризм, не забывает и о таких нестандартных объектах, как гидроэлектростанции. В будущем на Ингурской ГЭС планируется проведение полноценных экскурсий, а также строительство большого туристического центра, музея и канатной дороги над водохранилищем.

Полезная информация для туристов

В поселке Джвари на территории Грузии живут в основном работники станции. Но есть здесь и одна гостиница – наследие советских времен. Если вы не слишком привередливы относительно условий проживания, в ней можно остановиться на ночь, чтобы наутро продолжить исследование Ингурской гидроэлектростанции. Имеется в поселке и несколько продуктовых магазинов.

Собираясь в поездку по Грузии, имейте в виду, что Ингурская ГЭС в 2019 году планирует приостановить работу на 3,5 месяца для проведения ремонтных работ. К этому привела необходимость реконструировать деривационный тоннель, используемый для подвода и сбрасывания воды от турбин станции.

Как попасть на объект?

Как показывает практика, добраться до Ингурской ГЭС проще всего с экскурсией. Гид решит все организационные вопросы, и вам останется только наслаждаться впечатлениями. Однако сегодня на плотину, к сожалению, путешественников не пускают, территория строго охраняется. Побывать можно только на смотровой площадке, откуда получаются потрясающие фото Ингурской ГЭС, и там же послушать рассказ гида.

При желании сюда можно попасть и самостоятельно по дороге в Сванетию. Дамба Джвари расположена возле одноименного поселка, куда можно добраться на арендованном авто или маршрутке из Зугдиди (время в пути – около 30 мин.). Поселок и дамбу разделяет около 7 км, которые можно преодолеть на такси или даже пешком – эти места очень красивы и располагают к длительным пешим прогулкам.

Впечатляющая Ингури ГЭС – магнит для туристов

Самая крупная ГЭС на всей территории Кавказа носит имя Ингури ГЭС (Inguri HPS). Она была возведена еще в период существования единого государства, а сейчас оказалась на границе двух регионов, отношения между которыми складываются непросто.

  1. Небольшой экскурс в историю
  2. Почему ГЭС посещают туристы?
  3. Что посмотреть?
  4. Как добраться?

Небольшой экскурс в историю

Строительство было завершено еще в 1961 году, однако первую турбину запустили лишь в 1978 году, а вся конструкция была сдана в эксплуатацию еще через 10 лет. После столкновения Грузии с Абхазией было постановлено, что страны будут использовать ГЭС совместно: 40 % энергии получает Абхазия, а остальное отдается Грузии.

Характеристики:

  • каждая турбина пропускает 90м 3 воды за 1 с.;
  • вырабатывает мощность 5×260 МВт;
  • минимальный напор потока — 325 м, а максимальный — 410 м;
  • станция производит 4430 млн кВт/ч.

Все части сооружения имеют в составе железобетон, что придает постройке надежности и долговечности. Общая длина плотины — 728 м, а ширина – около 272 м.

Хотя строительство было продуманным и тщательным, в 90-е годы обнаружился ряд проблем, поставивших под угрозу полноценное функционирование ГЭС. Вскоре 3-й гидроагрегат полностью вышел из строя.

В 2004 году станция начала проходить реконструкцию. Затраты на эти работы насчитывали около 20 миллионов евро, а велись они почти 10 лет, и были завершены лишь в 2013 году. В результате функциональность всех агрегатов была возобновлена, а работоспособность действующих — проверена и укреплена.

Почему ГЭС посещают туристы?

Электростанция представляет собой не только важный стратегический объект, но и излюбленное место для туристов. Хотя за ней пристально следит служба охраны, попасть туда и пофотографироваться вполне возможно.

С того места, где стоит Ингури, начинается Верхняя Сванетия — самая красивая высокогорная часть Грузии, не оставляющая равнодушным никого.

Сама станция выглядит как обрыв высотой в 300 метров, за которым находится более 1110 куб. м. воды. Этот вид затмевает все, что вам когда-либо приходилось видеть.

Правительство страны обещает в ближайшем будущем провести над водохранилищем канатную дорогу, открыть здесь музей и туристический центр, чтобы придать этому месту еще больше популярности.

По предварительным прогнозам, планируемый комплекс ежегодно будут посещать около 400 тысяч гостей. На реализацию плана потребуется около 21 миллиона долларов. Однако на данный момент нет никаких признаков осуществления этого плана.

Что посмотреть?

Стоит побывать здесь хотя бы раз, чтобы убедиться, что мест, равных этому, в мире найдешь не так уж много. Обзорная площадка на самом верху сооружения позволяет каждому насладиться незабываемыми видами: с нее хорошо видны и плотина, и водохранилище. Вода, затопившая, кажется, весь мир вокруг, сверкает сказочно красивым голубым цветом. Этот оттенок подчеркивает местные природные шедевры, равных которым нет нигде.

Миновав смотровую площадку, можно сойти чуть ниже — самые красивые и интересные фотографии делаются именно здесь.

На стендах с фотографиями, расположенных по всей плотине, изображен процесс строительства ГЭС, ее разработки и другие важные моменты из ее истории.

Тем, кто пожелает задержаться здесь подольше, можно расположиться в уютной и доступной гостинице, расположенной неподалеку — в поселке Поцхо Эцери. Даже не выходя из номера, вы сможете любоваться местной природой и видом на плотину.

Как добраться?

Доехать сюда можно на автомобиле — по главной дороге до города Джвари. Через несколько километров на дороге будет указатель, показывающий, что пора повернуть налево.

Добраться до Ингури можно и на общественном транспорте. А если есть возможность заплатить больше, чтобы сделать свою поездку более комфортной, прекрасно подойдет такси.

Ингури ГЭС: Грузия

Ингури ГЭС (Inguri HPS) – самая большая на Кавказе. Построенная на территории единой страны, сейчас находится на границе двух регионов с непростыми отношениями. Хочется надеяться, что совместное использование ГЭС будет частью налаживания отношений между Абхазией и Грузией.

Читайте также  Как добраться до Фонтенбло из Парижа самостоятельно?

История постройки

Строительство ингурской ГЭС начато в 1961 году. Разработкой гидроэлектростанции занимался московский институт «Гидропроект». Специалисты института создали не только проект всей станции, но и принимали участие в разработке радиально-осевых гидротурбин. На тот момент, это уникальные агрегаты. Фото тех лет свидетельствуют о грандиозности стройки. Отчёт времени работы электростанции начался с пуска первой турбины. Это состоялось в 1978 году, полностью станцию сдали в эксплуатацию на десять лет позже.

После конфликта между Грузией и Абхазией гидроэлектростанция оказалась в юрисдикции двух государств. Здание ГЭС с пультом управления находится на абхазской стороне, а плотина и часть тоннеля на грузинской. Республики договорились о совместном пользовании станции. На территории абхазской республики находятся четыре перепадные ГЭС входящие в общий комплекс. Вырабатываемая электроэнергия распределяется: Грузии – 60%, Абхазии – 40%.

Технические данные

Ингурская электростанция при мощности 1300 МВт вырабатывает 4430 млн кВт/ч энергии в год. Её распределительное устройство выдаёт 110,220 и 500 киловольт. На электростанции установлены радиально-осевые турбины. На ГЭС в Грузии гидравлический напор приходится на пять турбин с генераторами. Характеристика установок:

  • 5 ×260 МВт – вырабатываемая мощность
  • 90 м3/сек – наибольший расход воды через каждую турбину
  • 325 м – номинальный напор
  • 410 м – максимальный напор

Все сооружения ГЭС выполнены из железобетона. Длина арочной плотины составляет 728 метров, высота – 271,5 метр. В советское время это была вторая по высоте плотина в стране, выше бала только Нурекская ГЭС (304 м) в Таджикистане. Плотины высотой более 280 метров есть только Китая, Таджикистана и Швейцарии. У Китая три таких гидроэлектростанции.

Плотина гидроэлектростанции на реке Ингури (Inguri river) образует Джварское водохранилище объёмом 1110 млн м3. Конструкция плотины состоит из двух частей. Нижняя часть – пробка высотой 50 м и верхняя часть – сама плотина высотой 221,5 м. Ширина гребня плотины – 10 м.

Гидравлическая нагрузка на стены конструкции и поддержка уровня воды в хранилище обеспечиваются 7-ю отверстиями диаметром 5 м в теле плотины и 12-ю полупролётами на гребне. Работу турбин обеспечивает деривационный тоннель, нагнетая напор с 101 м до 165 м. Тоннель сделан диаметром 9,5 м и длинной более 15 км. Затворы диаметром 5 м перекрывают, в случае необходимости турбинные водоводы.

Решение проблем

Технические просчёты, мешающие ГЭС выйти на заявленную мощность, выявлены в начале 90-х, через несколько лет по причине аварии остановился 3-й гидроагрегат. В 2004 году компания Voith Siemens Hydro приступила к реконструкции энергетических систем ГЭС. При финансировании Европейского Банка Реконструкции и Развития к 2013 году проведена реконструкция всех гидроагрегатов.

Ещё одна проблема нехватки электроэнергии – снижение уровня воды. Ингурская станция полностью покрывала нужды Абхазии. Но постоянно растущие объёмы потребления электроэнергии привели к большому расходу воды. Особенно это сказывается в зимний период. В Абхазии начались веерные отключения и Грузия вынуждена закупать энергию у России, чтобы покрыть дефицит.

Туристическое будущие

Река Ингури берёт своё начало в ледниках хребта Большого Кавказа и несёт воды в Чёрное море. Бирюзовая гладь Джварского водохранилища вызывает восторг путешественников. Здесь начинается красивейший район Грузии – Верхняя Сванетия.

Ингури ГЭС — стратегический, охраняемый объект, но туристов это не останавливает. Охрана станции привыкла к повышенному вниманию приезжих. По отзывам в социальных сетях, пройти на территорию ГЭС и сделать там фото плотины, водохранилища и горных склонов не составляет большого труда.

Недалеко от платины расположен городок Джвари. Ничего общего с одноимённым монастырём у слияния Куры и Арагви он не имеет. На другом берегу Ингури, ближе к ГЕС, находится посёлок Посхо Эцери. Здесь можно остановиться в гостинице с видом на плотину. Если смотреть по карте, то абхазская граница далеко от ГЭС, но она проходит близь посёлка.

Власти Грузии выразили намерение построить туристический комплекс в районе ингурской ГЭС. На презентованной карте концепции проекта, на плотине будут обустроены смотровые площадки, сделано несколько экстремальных аттракционов. Для туристов собираются сделать канатную дорогу, музейно-информационный комплекс и концертную площадку.

По мнению руководства Грузии, туристический центр сможет обслужить до 400 000 человек в год. Для реализации проекта понадобится порядка 21 млн долларов. Сначала будет разработан проект (выделено 830 млн долларов), после начнётся строительство.

Итоги

Распри бескомпромиссных политиков не достойны такого прекрасного места нашей планеты, как Кавказ. ГЭС на Ингури своим положением заставляет думать не только о себе, но и заботиться о соседях. Инициатива грузинских властей по созданию туристического комплекса станет ещё одним поводом мирного сосуществования людей с разными взглядами на жизнь.

Как добраться до Местии (Сванетия) из Москвы, Тбилиси, Кутаиси и Батуми

Как добраться до Местии (Сванетия) — подробное описание всех способов (самолет, поезд, маршрутка, машина).

Содержание статьи:

Как добраться до Местии из Тбилиси: самолетпоездмаршруткатакси и трансфер

Как добраться до Сванетии из Москвы

К сожалению, напрямую из Москвы и прочих российских городов до Сванетии добраться не получится — только через Тбилиси, Батуми или Кутаиси. Сначала надо доехать до одного из этих городов, а уже оттуда отправиться в столицу Сванетии Местию на самолете, поезде, маршрутке, такси или с помощью трансфера.

Как добраться до Сванетии (Местии) из Тбилиси

а) Самолет из аэропорта Натахтари в Местию

Четыре раза в неделю с небольшого частного аэропорта Натахтари близ Мцхеты в Местию летает маленький 20-местный самолет канадского производства, время в пути 1 час. Узнать расписание и забронировать билет можно на сайте https://ticket.vanillasky.ge/. Там же можно заказать бесплатный трансфер до аэропорта Натахтари из центра Тбилиси (от метро «Руставели»).

Цены: 90 лари (33$/2250 руб), 150 лари туда-обратно (55$/3750 руб), дети до 3 лет бесплатно. В стоимость авиабилетов входит трансфер до а/п Натахтари от метро «Руставели». Летом лучше бронировать места заранее, можно максимум за 30 дней. Если погода нелетная, рейс отменяют и возвращают деньги.

Недостатки этого способа: частые отмены и переносы рейсов из-за непогоды, продажа открывается лишь за 30 дней до даты вылета, неудобная система бронирования, невозможность возврата билетов, багаж максимум 15 кг.

Самолет прилетает в Местию в новый аэропорт Царицы Тамары, это одно из самых необычных зданий Грузии:

Аэропорт царицы Тамары в Местии

Расписание рейсов:

Натахтари — Местия: понедельник, среда, пятница вылет в 09:30, воскресенье в 13:00.
Местия — Натахтари: понедельник, пятница в 15:30, среда в 11:30, воскресенье в 15:00.
Актуальное расписание и цены нужно уточнять на сайте vanillasky.ge.

б) Поезд до Зугдиди + маршрутка

Поезд Тбилиси — Зугдиди

Прямых поездов из Тбилиси в Сванетию нет, но можно доехать до города Зугдиди, где пересесть на маршрутку до Местии. Из Тбилиси в Зугдиди ходит удобный ночной поезд, отправление в 21:50, прибытие в 06:05 (в пути 8 часов). Обратно в Тбилиси поезд отправляется в 22:15, прибытие в 06:20.

Цены: плацкарт 8,5 лари (3$/212 руб), купе 21 лари (7,5$/520 руб), СВ 35 лари (12,5$/870 руб).

Билет на поезд можно купить на официальном сайте железных дорог Грузии railway.ge (нужно зарегистрироваться) или на сайте biletebi.ge.

Есть еще быстрый дневной поезд Тбилиси-Зугдиди (в пути всего 5 ч 20 мин), но он прибывает днем и на маршрутку до Местии вы уже не успеете – они уходят рано утром. Придется либо ехать на такси, либо ночевать в Зугдиди. Этот поезд из Тбилиси отправляется в 08:10, прибывает в 13:35. Обратно 17:55 – 23:25.

Читайте также  КО Липе Таиланд как добраться?

В дневном поезде есть только сидячие вагоны — цена за билет 2-го класса 14 лари (5$/350 руб).

Маршрутка Зугдиди — Местия

С октября по апрель есть только утренние, отправляются в 7-7:30 утра от ж/д вокзала. Летом обычно пускают также дневные.

Цена: маршрутка Зугдиди — Местия 20 лари (7$/500 руб), 140 км, в пути 2 с половиной часа.

Такси Зугдиди — Местия 100-110 лари (36$/2500 руб).

в) Прямая маршрутка Тбилиси — Местия

Маршрутки из Тбилиси в Местию отправляются ежедневно от ж/д вокзала (координаты 41.722713, 44.796565).

Отправление в 7-8 утра – четкого расписания нет, уезжают по заполнению. Летом лучше прийти заранее, чтобы точно хватило мест. Зимой ходит 2-3 машины, летом 8-10.

Цена 40 лари (15$/1000 руб), 450 км, время в пути 9 часов, 2 короткие остановки.

Маршрутки из Местии в Тбилиси отправляются примерно в 7 утра.

г) Такси из Тбилиси в Местию

Такси из Тбилиси в Местию стоит от 150$ за машину.

д) Трансфер до Местии от онлайн-сервиса GoTrip

Еще один хороший способ добраться до Сванетии — это заказать комфортабельный трансфер на грузинском сайте GoTrip. Цены там примерно на треть ниже, чем у уличных таксистов, к тому же на этапе бронирования у вас есть возможность выбрать конкретного водителя и марку автомобиля в зависимости от отзывов прежних пассажиров. Учитывая джигитскую манеру езды грузинских уличных таксистов и их далеко не всегда исправные автомобили – очень полезная опция. Цена на сайте указана окончательная, торговаться уже ни с кем не придется.

Из Тбилиси в Сванетию на машине

Из остальной Грузии в Сванетию ведут две дороги: хорошая асфальто-бетонная дорога из Зугдиди (проходима в любое время года на обычном легковом автомобиле), и грунтовка через Цагери, Лентехи и Ушгули – по ней можно проехать лишь на джипе, и то исключительно летом.

Расстояние от Тбилиси до Местии 463 км, и на этом пути есть немало интересных мест. Если разбить дорогу на две части (например, с ночевкой в Кутаиси), то можно успеть осмотреть древнюю столицу Грузии Мцхету и знаменитый монастырь Джвари, родной город Сталина Гори и расположенный неподалеку пещерный город Уплисцихе, сам Кутаиси и его окрестности: водный курорт Цхалтубо, пещеру Прометея, каньон Окаце и водопад Кинчха.

Уже после Зугдиди рекомендую заехать к дамбе Ингурской ГЭС (координаты 42.760524, 42.036196):

ГЭС была построена в 1978 году и снабжает электроэнергией большую часть Грузии, Абхазию и Краснодарский край России. Интересный факт: сама плотина расположена в Грузии, но без энергогенерирующих турбин. Турбины – в Абхазии. По сложным каналам вода поступает на территорию Абхазии, приводит в действие турбины и затем попадает в Черное море выше устья реки Ингури. Вряд ли создатели плотины могли себе представить, что их детище будет разделять две (причем, на данный момент, не самые дружественные) страны – хотя, границы на Кавказе всегда были причудливы.

На меня Ингурская ГЭС произвела очень серьезное впечатление — визуально она ничуть не уступает дамбе Гувера в США, где я побывал за пару лет до первой поездки в Грузию. В чем мы (русские, грузины, абхазы…) проигрываем американцам – так это в умении грамотно и красиво некую достопримечательность «продать». Те из своей дамбы сделали достопримечательность федерального уровня – с тщательно организованным музеем, экскурсиями в машинный зал, легендами и мифами о постройке и т.п. А про Ингурскую ГЭС даже на Кавказе знают немногие – не говоря уж про ее туристический потенциал.

Выше Ингурской ГЭС дорога окончательно превращается в горный серпантин, петляющий среди потрясающе живописных пейзажей. На 70-м километре дороги расположено первое сванское село Хаиши, здесь заканчивается асфальт и дорога превращается в бетонку (довольно, впрочем, неплохую).

В районе 120-го километра дороги расположена община Бечо — это конец предгорной (или «княжеской» — из-за правившего ею князя Дадешкелиани) Сванетии, далее вверх дорога прорублена в скалах — совершенно буквально.

Общая длина дороги от Зугдиди до Местии – около 130 км, но у нас на ее преодоление ушло около 5 часов (вместе с осмотром Ингурской ГЭС и постоянными остановками на фотографирование). Если ехать без остановок, часа за два с половиной эту дорогу вполне можно пройти, но лихачить и гнать очень не советую – ежегодно в авариях на этом горном серпантине бьется немало народу.

Аренда автомобиля в Грузии

Машину можно взять как в аэропорту по прилету, так и в любом из крупных грузинских городов. Для полноценного автопутешествия по Сванетии рекомендую раскошелиться на внедорожник — оно того стоит.

Я обычно бронирую машины заранее с помощью онлайн-сервисов Myrentacar или Economybookings — широкий выбор автомобилей как от солидных международных рентакаров, так и от небольших местных компаний. В процессе бронирования можно подключить нужные опции (цепи на колеса, детское сиденье, GPS-навигатор и т.п.), при необходимости есть возможность отмены брони с минимальным штрафом.

Как добраться до Сванетии из Батуми

а) Маршрутка Батуми — Местия

Маршрутка из Батуми в Местию стоит 30 лари (11$/750 руб), ходит 1-2 раза в день, расстояние 258 км, время в пути около 6 часов, отправление со старой автостанции Батуми (улица Маяковского, 1).

Прямая маршрутка в Местию ходит только летом, с октября по апрель едем через Зугдиди.

б) Такси и трансфер из Батуми в Местию

Если договариваться с уличными таксистами, цена будет от 100 долларов и выше – в зависимости от сезона и наплыва клиентов. Рекомендую заказать трансфер на Gotrip, здесь цены обычно на 20-30% процентов ниже, чем на улице.

Как добраться до Сванетии из Кутаиси

а) Самолет Кутаиси — Местия

Из Кутаиси в Местию можно долететь на самолете а/к Vanillasky. Мест мало (самолеты Sessna, всего 20 пассажиров), летом желательно бронировать на сайте максимально заранее. Оплатить билеты можно как на сайте авиакомпании, так и в их тбилисском офисе.

Расписание рейсов:

Кутаиси — Местия: понедельник и пятница, вылет в 13:30.

Местия-Кутаиси: понедельник и пятница, вылет в 11:30.

Цена:

Взрослый билет 50 лари (18$/1250 руб) в одну сторону, в стоимость входят 15 кг багажа, детский (от 3 до 12 лет) 35 лари (12,5$/870 руб), дети до 3 лет бесплатно.

б) Маршрутка из Кутаиси в Местию

Маршрутки в Местию отправляются ежедневно от центральной автостанции (координаты 42.25625, 42.67136) с 8 до 10 утра, уходят по наполнению.

Цена 25 лари (9$/620 руб), время в пути около 7 часов. Если нет мест в Местию, можно попробовать доехать на маршрутке до Зугдиди, а там пересесть на маршрутку до Местии. Вариант рискованный – в Зугдиди нужно успеть не позже 10:30-11 утра.

Все маршрутки из Кутаиси в Местию идут по новой дороге через Зугдиди. Более короткая дорога через Лентехи для общественного транспорта непригодна: по ней можно проехать только летом на внедорожнике.

в) Такси и трансфер в Местию из Кутаиси

Такси из Кутаиси в Местию обойдется в 250 лари (91$). Лучше заказать заранее трансфер на Gotrip, летом цены начинаются от 53$ за всю машину:

Как добраться до Сванетии из Зугдиди

Зугдиди – основная точка доступа в Санетию, все наземные пути в Местию ведут через этот город. Зугдиди и Местию связывает хорошая асфальто-бетонная дорога длиной 130 км, по ней вполне реально проехать на обычной легковушке, джип не нужен.

а) Маршрутка Зугдиди — Местия

Маршрутка Зугдиди-Местия: цена 20 лари, отправление с 7 до 10-11 утра от ж/д вокзала — летом несколько машин ежедневно, зимой по одной маршрутке раз в два дня. Время в пути около 4 часов, в Местию прибывает на центральную площадь.

Читайте также  Тропический лес Янода как добраться?

б) Такси из Зугдиди в Местию

Такси Зугдиди-Местия обойдется в 100-150 лари (36-55$/2500-3700 руб) в одну сторону — цена зависит от сезона, количества клиентов и вашего умения торговаться.

Лайфхак: как я экономлю на страховке

Хорошую работающую страховку и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис Cherehapa — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать именно то, что лучше всего подходит вам:

Также рекомендую почитать подробную статью о выборе правильной туристической страховки — это вполне может уберечь от ненужных переплат и более серьезных неприятностей.

Полезные статьи о Грузии:

P.S. Добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В контакте vk.com/allmyworld.ru , а также подписывайтесь на обновления сайта по почте, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Легкой вам дороги до Сванетии!
Ваш Роман Мироненко

Река Ингури: ГЭС. Ингурская ГЭС. Место дружбы Грузии и Абхазии

Читатель наверняка в курсе печальных событий грузино-абхазского конфликта. И сегодня отношения между этими странами остаются напряженными. Однако существует место дружбы Грузии и республики Абхазии, но дружбы вынужденной. Это ГЭС на Ингури, одна из самых поражающих и прекрасных в мире. Давайте посмотрим на нее.

Что это — Ингурская ГЭС?

Речь идет о самой крупной на всем Кавказе гидроэлектростанции. Ингурская, Ингур ГЭС, Ингури ГЭС — это все различные ее наименования. Расположена на одноименной реке близ городка Джвари. Это граница Грузии и Абхазии.

Так почему же гидроэлектростанцию на Ингури называют местом дружбы двух до сих пор враждебных друг к другу государств? Дело в том, что она была построена еще во время СССР, когда Грузия и Абхазия были республиками одной страны. Отчего ключевые объекты ГЭС расположены на территориях обоих этих современных суверенных государств. Поэтому эксплуатация ее возможна только при равноправном сотрудничестве.

Краткая характеристика

Ингури ГЭС, запущенная в 1978 году, сегодня имеет статус действующей. Рассмотрим основные ее технические характеристики:

  • Разновидность объекта: плотинно-деривационная.
  • Выработка электроэнергии за год: 4430 млн кВт/ч.
  • Электромощность: 1300 МВт.
  • Показатели расчетного напора: 325 метров.

Перейдем к основным сооружениям ГЭС на Ингури:

  • Тип плотины: бетонная, арочная.
  • Длина плотины: 728 м.
  • Высота плотины: 271,5 м.
  • Шлюзов нет.
  • Распределительное устройство: 110/220/500 кВ.

А сейчас краткая характеристика оборудования гидроэлектростанции:

  • Турбины: радиально-осевые.
  • Количество турбин: 5.
  • Количество генераторов: 5.
  • Расход через турбины: 5 х 90 м 3 .
  • Мощность генераторов: 5 х 260 МВт.

Теперь более подробно ознакомимся с этим масштабным объектом.

Состав сооружений

Ингурская гидроэлектростанция — типичная плотинно-деривационная ГЭС. Ее гидравлическая схема зиждется на переброске вод Ингури в бассейн другой горной реки — Эрисцкали. Общий напор оценивается в 410 м. Из них 226 м приходятся на саму плотину, а оставшиеся 184 м — дело напорной деривации.

Ингурская ГЭС — это ряд важных сооружений. Рассмотрим их.

Поражающая бетонная арочная плотина в 271,5 м высотой. До распада СССР она считалась второй по величине во всем Союзе после Нурекской ГЭС (каменно-набросный тип).

Сегодня же плотина ГЭС на Ингури — шестая по масштабности в мире! Она уступает китайской ГЭС «Цзиньпин-1» (305 м), названной таджикистанской Нурекской ГЭС (304 м), китайской ГЭС «Сяовань» (292 м), китайской ГЭС «Силоду» (285,5 м) и швейцарской «Гранд Диксенс» (285 м).

Ингурская плотина состоит из арки (221,5 м) и 50-метровой пробки. Толщина всей плотины на ее (пробки) верхе — 52 м, а на отметке гребня — уже 10 м.

В самом теле плотины устроено семь 5-метровых (в диаметре) водосбросных отверстий для холостого стока вод. Также здесь находятся 12 полупролетов глубиной порядка 9 метров, которые могут пропускать до 2,7 тыс. м 3 воды в секунду!

Другие значимые сооружения данной гидроэлектростанции в Грузии и соседней Абхазии:

  • Тоннельного типа глубинный водоприемник с двумя отверстиями, переходящими в одно. Он забирает воду в деривационный тоннель.
  • Собственно деривационный напорный тоннель, чья длина — 15 км при диаметре 9,6 м. Напор воды на входе в него оценивается в 101 м. На выходе — 165 м.
  • Уравнительный резервуар.
  • Подземное помещение гидроэлектростанции.
  • 5 турбинных подземных водоводов, которые перекрывают дисковые затворы (их диаметры — по 5 м).
  • Отводящий тоннель.

Мощности ГЭС

Мощность гидроэлектростанции на реке Ингури — 1300 МВт. Среднегодовая выработка электроэнергии оценивается в 4430 млн кВт/ч.

В здании ГЭС находятся пять гидроагрегатов производства «Турбоатома». Они работают при напоре 325 м (максимальный — 410 метров). Наибольший расход через каждую турбину составляет 90 м 3 в секунду. Турбины приводят в действие гидрогенераторы, каждый из которых имеет расчетную мощность 260 МВт.

Напорные объекты гидроэлектростанции образуют Ингурское (или Джаварское) водохранилище. Его полный объем — 1110 млн м 3 .

Эксплуатация гидроэлектростанции

ГЭС не является полностью составляющей промышленности Грузии или же Абхазии. Сегодня находящаяся в зоне конфликта между этими двумя государствами, она не может эксплуатироваться на полную мощь. Сооружения гидроэлектростанции принадлежат данным странам в таком соотношении:

  • На территории Абхазии находится здание ГЭС и часть ее тоннеля.
  • На территории Грузии — водоприемник, плотина и другая часть тоннеля.

Кроме того, весь Ингурский гидроэнергетический комплекс, помимо данного объекта, включает в себя четыре перепадные ГЭС (каскад из 4 гидроэлектростанций — I, II, III, IV). Они построены на реке Эрисцкали, которая протекает по абхазским землям. Поэтому промышленность Грузии будет испытывать большие сложности, если правительство страны откажется сотрудничать с Абхазией по поводу совместного мирного использования ГЭС.

Таким образом, с 1992 года и по настоящее время соседние государства по соответствующей договоренности совместно эксплуатируют объект. По соглашению, 60% вырабатываемой электроэнергии поступает Грузии, а 40% — Абхазии.

Реконструкция объекта

В начале 90-х на Ингурской ГЭС был выявлен ряд проблем технического плана, которые не позволяли ей работать на максимальной мощности. В середине девяностых и вовсе вышел из строя 3-й гидроагрегат.

В связи с этим в 2004 году была начата реконструкция. которую проводила фирма Voith Siemens Hydro. Работы финансировали зарубежные кредиторы. Какая-то часть была оплачена грантами от иностранных инвесторов.

В результате реконструкции в 2006 году вновь был запущен третий гидроагрегат. Затем отремонтированы 2-й и 4-й. В 2012-2013 гг. была проведена реконструкция 1-го и 5-го гидроагрегатов. Стоимость всех проведенных работ составила 20 млн €. Средства предоставил Европейский банк реконструкции и развития — инвестиционный международный механизм, созданный для поддержания экономики нуждающихся стран.

Интересное для туриста

Ингури ГЭС — не только важнейший стратегический объект. Мощь, величественность и эстетика гидроэлектростанции привлекают сюда и туристов. Самыми близкими населенными пунктами к ней будут пос. Поцхо Эцери и городок Джвари. Что касается поселка, в нем есть довольно уютная гостиница, с балконов которой открывается захватывающий вид на плотину.

Кстати, именно здесь берет свое начало Верхняя Сванетия — один из самых красивых высокогорных районов Грузии. Ингури стекает к ГЭС прямо с многовековых ледников. А ниже Поцхо Эцери уже будет проходить Абхазско-Грузинская граница.

300-метровый обрыв, за которым 1110 млн кубометров воды — поистине захватывающее зрелище. Поэтому грузинское правительство в будущем планирует развить здесь рекреационную зону — построить музей, туристический центр и даже запустить канатную дорогу через водохранилище.

Ингурская ГЭС — одно из самых значительных сооружений нашей планеты. Также это тот стратегический объект, который позволяет сотрудничать двум враждующим странам.