На какой высоте летают пассажирские самолеты

Высота пассажирских самолетов

В пассажирской авиации высота полета определяется техническими возможностями воздушного судна и установленными правилами. Высота может быть максимальной и идеальной. Выбор высоты не зависит от решения командира, он ограничен в своих действиях наземными службами.

  1. Почему 10 тысяч?
  2. Максимальная высота
  3. Идеальная высота
  4. Высота Боингов 747 и 737?

Почему 10 тысяч?

Идеальные десять километров лайнер набирает за 20 минут. Если полет не превышает получаса, такой необходимости не возникает. Решение, сохранять коридор или подниматься еще на одну — две тысячи зависит от ситуации. Чем выше поднимается воздушное судно, тем разреженнее становится атмосфера. Она создает меньшее лобовое сопротивление, что снижает количество топлива, сжигаемого на его преодоление. В атмосфере на высоте 10 тысяч сохраняется количество кислорода, необходимое для обеспечения процесса горения керосина. На этой высоте не летают птицы, столкновение с которыми станет причиной аварии.

Решение о высоте полета принимается наземными диспетчерскими службами.

Они дают команду пилотам, основываясь на объективных факторах:

  • погоде;
  • скорости ветра у поверхности земли;
  • вес судна и технических характеристиках;
  • времени и расстоянии полета;
  • направление: запад или на восток.

Выбранная высота определяется в полетных правилах как эшелон. Воздушное право определяет единые эшелоны полета для воздушного пространства всех стран. Если судно летит на восток, диспетчер вправе выбрать нечетные эшелоны в 35, 37, 39 тысяч фунтов (от 10 до 12 километров). Для самолетов, следующих в обратном направлении, предлагаются четные эшелоны. Это 30, 36, 40 тысяч фунтов над уровнем моря (от 9 до 11 километров). Эта тактика направлена на избежание столкновений. Эшелон рассчитывается еще до вылета транспортного средства.

Влияет на высоту и дальность полета, на небольших маршрутах набор высоты нецелесообразен. Командир судна определяет высоту с помощью, установленного на борту барометра.

В данном видеоматериале рассказано почему самолеты летают:

Максимальная высота

Максимальная высота находится в прямой зависимости от максимальной скорости. При скорости в 950-1000 километров в час высота достигает 10 километров. Для небольших частных самолетов соотношение будет 300 км в час и 2000 тысячи метров.

Не только модель самолета определяет его максимально возможную высоту, но и физические характеристики атмосферы. Технические характеристики самолета различны для пассажирских и военных воздушных транспортных средств.

Максимальная высота определяется:

  • техническими характеристиками, это мощность двигателя и подъемная сила крыла;
  • маркой и типом судна;
  • массой самолета.

Российский ТУ-204 может набрать высоту не более 7200 метров. ИЛ-62 поднимется на 11 километров, столько же наберет Аэробус А310. Новейший Иркут МС-21, впервые поднявшийся в небо 28 мая 2017 года, за счет небольшой массы сможет набрать 11,5 километров. Лидер среди новинок отрасли, Сухой Суперджет SSJ 100SV, поднимается уже на 12 200 метров.

До выхода на рынок разработки Сухого предел в 12 тысяч удавалось превысить только Боингам.

Существуют пределы высоты, связанные с количеством кислорода в атмосфере. Они зависят от типа двигателя. Самолет с турбореактивным двигателем может набрать 32 тысячи метров, для прямоточного воздушно-реактивного самолета предел будет выше, он составит 45 тысяч метров.

Максимальная высота турбореактивного военного судна может превышать 35 тысяч метров, ее удалось набрать российскому МИГ-25.

Смотрите видео о том как Миг 25 поднимается в стратосферу

Идеальная высота

Определение относится к той же высоте в диапазоне 10-12 тысяч метров, где соблюдается идеальная плотность воздушных потоков. Они достаточно разряжены для того, чтобы снизить трение бортов о воздух и расход топлива. Их плотность при этом остается достаточной для поддержки крыльев самолета. При переходе в стратосферу уровень поддержки падает и воздушное судно начинает «заваливаться».

С учетом этих параметров, пилотами выработано определение «идеального» коридора. Выход из него вниз увеличивает потребление топлива, экономическая эффективность полета снижается вместе с его высотой, поэтому в любой ситуации пилот скорее увеличит высоту, чем снизит ее.

В рамках выделенного эшелона пилот сам принимает решение о высоте, учитывая текущее соотношение трения и поддержки с учетом технических характеристик судна. Часто изменение высоты связано с турбулентностью, но и оно согласовывается с наземными службами. Тучи чаще преодолеваются при подъеме над их уровнем, также причиной изменения высоты может стать закрытие пространства над регионом из-за военных действий или горных пиков.

Запомните. Смена эшелона возможна только при сходе с маршрута на расстоянии в 20 километров и при согласовании с наземными службами.

Высота Боингов 747 и 737?

Модели американской корпорации летают и на российских рейсах. Среди широкофюзеляжных пассажирских самолетов он наиболее часто состоит на вооружении авиакомпаний за счет рентабельности массовых перевозок. Пять Боингов-747 принадлежат авиакомпании «Россия». Максимальная скорость судна составляет 988 км в час для модификации 747-8, максимальная высота, на которую он может подняться, 13 700 метров.

Боинг 737 набирает меньшую высоту, потолок составляет 12 500 метров для модели 737-800 и 11300 метров для Боинг 737-500. Возможность набора такой высоты обеспечивает топливную эффективность полетов. Конструкторы предполагают выпуск Boeing 737 MAX 8, который должен еще улучшить эти характеристики.

В авиации рассчитаны оптимальные высоты воздушных коридоров для всех типов самолетов. Пилоты должны придерживаться указаний диспетчерских служб, оставляя за собой свободу маневра и право принять самостоятельное решение в критической ситуации. Безопасность воздушного пространства зависит от согласованных действий команды и наземных диспетчеров при выборе максимальной высоты.

На какой высоте летают самолеты

Людям с земли не определить на глаз расстояние до летящего высоко в облаках воздушного судна. Пассажирам авиалайнера тоже сложно угадать высоту самолета, глядя вниз на землю. Им проще, ведь в салоне может быть информационное табло с данными о состоянии полёта в настоящий момент. На нем отображается температура за бортом, высота полета самолета, время в пути и другие данные.

Авиалайнер на фоне города

Существуют общепринятые правила вычисления оптимальной высоты для каждого лайнера, которые зависят от физических данных машины и условий снаружи.

Правила расчета идеальной высоты лайнера

Пассажирские самолеты летают на высоте 9-12 тысяч метров. Эти параметры неслучайны. Они получены методом физико-математических расчетов и способствуют достижению наименьшего расхода топлива при лучшей скорости, которую может набрать авиалайнер.

Факторы, которые влияют на выбор подходящей высоты судна:

  1. Модель самолета;
  2. Скорость движения борта;
  3. Расход авиационного топлива;
  4. Количество кислорода в воздухе или уровень его разреженности.

Обратите внимание! Аэродинамическая конструкция лайнера предполагает взаимодействие с воздушными потоками при движении. Их количество должно быть оптимальным для скорости судна и расхода топлива. Именно поэтому каждый самолет имеет свой эффективный коридор, где достигается лучшее соотношение сопротивления воздуха и сжигания авиакеросина.

Курс простейшей физики учит, что чем выше подняться в воздух, тем разреженнее он станет. Высоко в горах профессиональные альпинисты надевают кислородные маски и используют специальные баллоны со сжатым воздухом. Воздушные корабли обладают герметичной конструкцией, внутри которой людям комфортно дышать. Находиться так высоко в атмосфере без соответствующего снаряжения человек не сможет. Зачем же воздушным судам летать так высоко?

Читайте также  Самолет як-58: фото

Та же физика показывает, что в разреженном воздухе снижается сопротивление воздушных масс, а значит, самолету легче лететь и достигать наибольшей скорости. Этот же параметр влияет и на расход топлива, ведь чем меньше напрягается механизм двигателя, тем меньше он питается горючим. Таким образом, не испытывая сильного лобового сопротивления воздуха машина летит быстрее и расходует керосин экономнее.

Так почему бы лайнеру не подняться еще дальше вверх? Ведь где-то там наверху в стратосфере кислорода совсем мало. Но воздушные массы необходимы судну, чтобы быть «наплаву». Воздух поддерживает воздушный борт так же, как волны корабль в море. Выше 12 тысяч метров машина начнет заваливаться и потеряет устойчивость, ведь крылья самолета не будут поддерживаться воздушными потоками.

Ответ на вопрос, на какой высоте летают пассажирские самолеты прост: на той, которая финансово выгоднее для авиакомпании и пассажиров. Чем больше расход авиационного топлива, тем больше стоимость билетов.

Важно! Самый большой расход топлива происходит на взлете, ведь чтобы поднять такую «махину» вверх быстро и плавно, требуется колоссальная энергия. Если в этот момент судно попадет в зону турбулентности, пассажиры ощутят очень сильный толчок. Именно поэтому в момент, когда происходит набор высоты всем пассажирам авиалайнера нужно находиться на своих посадочных местах, надежно зафиксировав себя ремнями безопасности.

Служба авиадиспетчеров

Идеальную высоту, на которую поднимется самолет, высчитывает диспетчер. Он находится в специальном штабе перед монитором мощного компьютера, где видит все авиаобъекты в небе, которые находятся рядом с конкретным бортом. Оборудование помещения позволяет контролировать ход всего полета каждого судна. В режиме настоящего времени диспетчеры отслеживают:

  • Местоположение самолета;
  • Метеорологические условия за бортом;
  • Ожидаемую атмосферу впереди;
  • Зоны возможной турбулентности на пути;
  • Вертикальные и боковые эшелоны следования авиалайнера;
  • Исправность работы всех систем в самолете;
  • Поступающие запросы пилотов на бортах и дают оперативные ответы.

Работники невидимого фронта – профессия авиадиспетчера

Авиалайнеры в небе летают не бесконтрольно. В облаках постоянно находятся тысячи воздушных кораблей. Чтобы не допустить их столкновения, соблюдаются строгие «правила воздушного движения». Каждый лайнер движется по своей дороге или реактивному маршруту. При прокладке маршрута или коридора следования учитываются погодные условия, природные катаклизмы, вооруженные конфликты на территории стран, над которыми будет проходить полет.

Эшелон движения каждого судна – это диапазон высот, в пределах которых летит лайнер. Без разрешения диспетчера авиалайнеры не поднимаются выше или не опускаются ниже своего эшелона. Существует также понятие бокового эшелонирования. Два борта могут находиться в воздухе на расстоянии не меньше 10 тысяч метров друг от друга, чтобы не допустить столкновения или завихрения воздушных потоков.

Дополнительная информация. Существуют утвержденные правила, по которым высота, на которую поднимается самолет, зависит от направления его движения. Суда, летящие в восточном направлении, занимают четные высоты, например, 30 или 36 тысяч футов. Авиалайнеры, которые движутся на запад, находятся всегда на нечетных высотах, например, 33 или 39 тысяч футов.

Как летают непассажирские самолеты

Пассажирский самолет набирает разную максимальную высоту. На 12 тыс. м поднимаются гражданские борта с реактивным двигателем. Рекорд среди таких самолетов принадлежит Боингу 737-400. Самая большая высота, на которую способны Аэробусы А310, – 11 тысяч метров.

На каких высотах летают самолеты перехватчики? Военные суда совершают рейсы с особой целью. Они имеют свою форму конструкции, спроектированы таким образом, чтобы достигать большей скорости, оставаясь незамеченными. Военным самолетам разреженный воздух помогает развивать сверхзвуковую скорость, поэтому их диапазон высот выше 15 км.

В зависимости от специфики предназначения и технических особенностей судна, некоторые из них поднимаются на высоту больше 25 километров. Российский Миг25 является рекордсменом по максимальной высоте полета – 37 км 650 м. Такая высота была зафиксирована на тестовых испытаниях самолета.

Грузовые лайнеры летают на тех же высотах, что и пассажирские. Принцип экономичности здесь применим так же, как с гражданскими перевозками. Маленькие самолеты, скорость которых 250-300 км/ч, обычно летают не выше 2000 м, в зависимости от модели судна и его технических характеристик.

Видео

Современное небесное пространство имеет очень оживленное движение на своих воздушных улицах. Безопасность полетов тщательно регулируется диспетчерской службой. Находясь на борту, можно быть уверенным в том, что в настоящий момент эта высота свободна.

Высота полета пассажирского самолета

Определить высоту полета гражданского лайнера находясь на земле довольно сложно. Даже находясь на борту воздушного судна, очень сложно определить расстояние до земли. Для определения точной высоты полета необходима специальная техника, которая установлена в пилотской кабине. В нашей статье мы предлагаем обсудить вопрос о том, на какой высоте летают пассажирские самолеты.

Существуют общепринятые правила вычисления оптимальной высоты для каждого лайнера, которые зависят от физических данных машины и условий снаружи

  1. Кто определяет высоту полета пассажирского авиалайнера
  2. Допустимая высота полета пассажирского самолета
  3. Оптимальная
  4. Минимальная
  5. Средняя
  6. Максимальная
  7. Какие факторы влияют на высоту полета
  8. Небесные дороги: могут ли столкнуться самолеты, идущие по одному маршруту
  9. Выводы

Кто определяет высоту полета пассажирского авиалайнера

Каждый воздушный корабль летает по заданной ему траектории. Маршруты авиалайнеров разрабатываются диспетчерскими службами, которые координируют каждый этап перелета. Все маршруты разрабатываются с учетом количества топливной смеси, имеющейся в баках лайнера. Основываясь на этом факте, можно сделать вывод, что диспетчерские службы выбирают самые короткие маршруты. Если взглянуть на специальную карту, где отражаются маршруты гражданских лайнеров, то можно увидеть, что самолеты движутся по дугообразной траектории. Это объясняется тем, что наша планета имеет круглую форму.

Использование парабол для отображения данных на экране позволяет передать актуальную информацию.

Однако далеко не всегда пассажирские авиалайнеры используют прямые маршруты. В список исключений входят авиарейсы, предполагающие перелет через океан на самолетах, оснащенными двумя двигателями. Таким лайнерам запрещается удаляться от крупных городов. Этот запрет объясняется техникой безопасности, так как при поломке двигателя самолет должен сделать экстренную посадку в ближайшей воздушной гавани.

В каждой стране имеется собственный центр управления полетами. Диспетчеры таких центров координируют полет лайнеров, пролетающих над территорией конкретного государства. Работа диспетчеров позволяет предотвратить воздушные аварии, так как пилоты далеко не всегда могут увидеть самолеты, находящиеся поблизости. В случае совпадения траекторий движения двух воздушных кораблей, диспетчеры правят курс для каждого судна. Для определения реального расположения лайнеров используются специальные радиолокационные системы. Эти системы подают сигнал об опасном сближении двух авиалайнеров. Специалисты службы управления полетами учитывают множество различных факторов, выбирая воздушный коридор для конкретного лайнера. При расчетах уровня оптимальной высоты учитываются следующие параметры:

  1. Модель пассажирского лайнера.
  2. Крейсерская скорость.
  3. Процент кислорода на набранной высоте и метеорологические условия.
  4. Количество оставшегося топлива.

Допустимая высота полета пассажирского самолета

Каждая модель воздушного судна имеет уникальные летные характеристики. Эти характеристики определяют высоту полета конкретного лайнера. Реактивные самолеты могут подниматься на высоту до двенадцати километров над землей. Грузовые судна поднимаются лишь на две тысячи метров над уровнем земной поверхности. При разработке маршрутов перемещения таких лайнеров учитываются не только технические характеристики модели, но и масса перевозимого груза.

Читайте также  Полярные авиалинии: официальный сайт

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, на какой высоте летают военные самолеты. Большинство лайнеров, относящихся к этой категории, поднимаются на пятнадцать километров над землей. Истребители и перехватчики способны подняться на двадцать пять тысяч метров над землей. Абсолютный рекорд принадлежит самолету Миг-25, который достиг отметки в тридцать семь тысяч шестьсот пятьдесят метров. Ни один другой лайнер, построенный в России или других странах, не смог повторить этот результат. Пассажирские лайнеры не могут так высоко подниматься над земной поверхностью. Давайте узнаем, на какой высоте летают коммерческие судна.

Пассажирские самолеты летают на высоте 9-12 тысяч метров

Оптимальная

Оптимальной высотой для коммерческих лайнеров является отметка в десять километров над земной поверхностью. Этот параметр часто именуют идеальным эшелоном. Авиастроительные компании, проводящие испытания тестовых моделей, ориентируются именно на данную отметку.

Минимальная

Минимальным нижним порогом для воздушных кораблей является отметка в девять тысяч метров над земной поверхностью. Опускаясь ниже этой отметки, лайнер рискует столкнуться со встречным воздушным потоком. Полет в подобных условиях приводит к сильному увеличению расхода топливной смеси. Встречный воздушный поток является серьезным препятствием для развития нужной скорости, что может негативно отразиться на длительности перелета.

Средняя

Средняя высота полета пассажирского самолета варьируется от девяти до двенадцати тысяч метров над землей. Уровень давления на этой отметке варьируется от ста сорока до двухсот сорока миллиметров ртутного столба. Этот показатель в несколько раз ниже в сравнении с уровнем давления на земной поверхности. Для обеспечения нормальной работы мотора лайнера в подобных условиях используются материалы, имеющие высокую устойчивость к внешним раздражителям.

Максимальная

Максимальная высота полета самолета составляет двенадцать тысяч метров. Превышение этой отметки может привести к потере управления из-за сильной разрежённости воздуха. Для нормализации работы двигателя потребуется повышенное количество топливной смеси.

Какие факторы влияют на высоту полета

Как уже было сказано выше, маршрут каждого пассажирского самолета рассчитывается диспетчером. При определении оптимального расстояния над землей учитываются параметры, позволяющие обеспечить идеальную подъемную силу для конкретной модели воздушного транспорта. Составление подобных расчетов позволяет добиться высокой скорости передвижения в небе при минимальном потреблении топливной смеси.

Еще одним важным параметром является уровень температуры за бортом. Для обеспечения нормальной работы двигателей нужна температура в минус пятьдесят градусов. Естественное охлаждение позволяет предупредить перегрев и появление неисправностей.

Небесные дороги: могут ли столкнуться самолеты, идущие по одному маршруту

Многих людей интересует вопрос о том, могут ли столкнуться два лайнера, использующие одинаковый маршрут. Чтобы ответить на него, необходимо рассмотреть правила гражданской авиации. Согласно им, все лайнеры, летящие на восток, должны подниматься на девять или одиннадцать тысяч метров над землей. Авиалайнеры, летящие на запад, летят на десяти или двенадцати тысячах метров над землей. Соблюдение этих правил минимизирует риск столкновения.

Помимо этого, специалисты диспетчерской службы постоянно корректируют курс движения каждого судна. При угрозе столкновения диспетчер требует от пилота изменения курса. Система воздушных коридоров позволяет снизить риск столкновения самолетов, летящих навстречу друг другу практически до нуля.

Каждый самолет имеет свой эффективный коридор, где достигается лучшее соотношение сопротивления воздуха и сжигания авиакеросина

Выводы

В нашей статье мы рассмотрели вопрос о том, почему самолеты летают на высоте 10000 метров. Выбор этой отметки далеко не случаен. Подъем на данный эшелон позволяет создать все необходимые условия для стабильной работы двигателей и минимизировать расход топливной смеси.

5 причин, почему пассажирские самолеты летают на высоте 10 тыс. метров

Принято считать, что гражданские самолеты летают на высоте 10 тысяч метров. Это условная величина, поскольку вертикальный эшелон зависит от технических характеристик самолета, снаряженной массы, погоды, продолжительности рейса и от его направления. Так, при пилотировании в западном направлении принято занимать четную высоту, на восток — нечетную (например, 31, 33 тыс. футов).

Итак, почему же именно 10 тысяч метров, а не 5 или, скажем, 15. На это есть пять основных причин:

  1. По мере набора высоты плотность воздуха уменьшается, а вместе с ним и лобовое сопротивление. То есть самолет начинает расходовать меньше топлива. Однако так происходит до условной высоты 12 тыс. метров. Выше в воздухе становится недостаточно кислорода для сжигания топлива — воздушное судно «проваливается».
  2. На самолетах стоят двигатели, которые требуют сильного охлаждения. Температура воздуха за бортом на высоте 10 тысяч метров составляет примерно минус 50 градусов по Цельсию — это идеально подходит для охлаждения.
  3. 10 тысяч метров — это достаточная высота, чтобы в случае нештатных ситуаций пилоты имели пространство для маневрирования.
  4. Такая высота оправдана еще и потому, что самолет находится, как правило, выше облаков, а значит меньше подвержен погодным явлениям и турбулентности.
  5. Наконец пятая причина достаточно банальная — на таком эшелоне не летают птицы. То есть сводит к нулю риск, что они попадут в двигатель.

Подпишитесь
на нашу рассылку

Самые необычные храмы мира

✔ Храм Святого Георгия. От обычных храмов он отличается тем, что при строительстве не поднимался вверх, а, наоборот, уходил вглубь. Эту монолитную церковь вытесали в скале в 13 веке. Расположение: Эфиопия, город Лалибэла. ✔ Соляной Собор Сипакира.

Пальмира может стать доступной для туристов в 2019 году

Хорошие туристические новости впервые за много лет пришли из Сирии: древний город Пальмира, возможно, станет доступным для туристов уже в 2019 году. Историки уже начали прикладывать титанические усилия для его реконструкции.

Козлы атакуют Эйфелеву башню

Парижские власти решили превратить город из пыльного мегаполиса в идиллическое пастбище для мелкого рогатого скота. Для этих целей в минувшем году в саду Тюильри, что в центре Парижа, появились два козла, уполномоченные работать вместо газонокосилок – подравнивать траву в парк.

4 распространенных мифа о достопримечательностях

1. Архитекторы храма Василия Блаженного были ослеплены указом Ивана Грозного По легенде сделано было это для того, чтобы архитекторы не смогли создать ничего столь же прекрасного.

Каноны красоты в разных странах

Возглас «Эй, красотка!» может относиться к барышням совершенно разной внешности – всё зависит от геолокации и времени. В Иране женщины могут показывать посторонним только лицо, поэтому стремятся сделать его совершенным. А наибольшее внимание они сосредоточили на форме носа.

Сколько метров высоту самолет в высоту и в длину

За всю историю авиации разными конструкторами было создано множество различных вариантов летальных аппаратов (ЛА). Они отличались практически во всем, начиная от способа использования и заканчивая размерами. В разный период времени были созданы такие типы ЛА, как ракета, дирижабль, воздушный шар, автожир, вертолет, БПЛА, планер и дельтаплан. Но самыми выдающимся и разнообразными считаются самолеты.

Из структурной точки зрения авиация делится на гражданскую (общего назначения и коммерческая), экспериментальную и государственную (военная и авиация различных спецслужб). Естественно, все модели обладают различными размерами, которые влияют на принцип, скорость и длительность полета. Предлагаем ознакомиться с самыми большими и самыми маленькими самолетами мира.

Читайте также  Как добраться из аэропорта симферополя до судака и обратно

В гражданской авиации выделяют следующие экземпляры:

Airbus А380, или, как его чаще называют, «Летающий гигант». Данный двухпалубный самолет считается самым крупным пассажирским летательным аппаратом. Высота лайнера составляет 24 м, размах крыльев – 80 м, а длина – 73 м. Благодаря таким размерам на борт могут вместиться 555 пассажиров без команды, а чартерный вариант – 853 пассажира. Однако при своих внушительных размерах самолет считается очень экономичным. На троих пассажиров на 100 км тратится всего лишь 3 л топлива. Над моделью работали примерно 10 лет и потратили около 12-и млрд евро.

Боинг 747-8 – широкофюзеляжный двухпалубный пассажирский авиалайнер, созданный компанией «Боинг». Считается самим длинным представителем этой серии. Длина самолета составляет 76,25 м, размах крыла – 68,45 м, а высота 19,35. Первый полет произошёл 8 февраля 2010 года.

Аэробус А340-600 – еще одно поколение, созданное конструкторами компании «Аэробус». Двухклассовая конфигурация авиалайнера вмещает примерно 420 пассажиров, трехклассовая – 380. Обладает следующими размерами: крыло – 63,45 м, высота – 17,22 м, длинна – 75,36 м.

Боинг 747 – этот гигант на протяжении 35 лет удерживал первенство среди наиболее крупных авиалайнеров. Он первым смог без пересадок вылететь из Лондона и сесть в Сиднее (1989 год). Все расстояние он пролетел немного больше, чем за 20 часов. Его длина составляет 70,6 м, размах крыла 59,6 м, а высота почти 19,5 м. Хоть на данный момент его и сместил Аэробус 380, все же самолет интересен тем, что имеет множество модификаций, включая и в военной авиации.

Boeing 777-300ER – произошел от Боинга 747. Благодаря множеству нововведений и модификаций является самым экономным среди всех больших самолетов. Общая длина составляет 70,6 м, высота – 19,4 м, а размах крыла – 64,4 м.

Аэробус А330 – очень большой авиалайнер с огромным количеством модифицированных версий. Этот широкофюзеляжный пассажирский самолет впервые поднялся в воздух 1 ноября 1992 года. Длина ЛА составляет 58,82 м, а в модификации А330-300 – 63,69 м. Размах крыла – 60,3 м, высота –16,90 м, а у модели А330-200 – 17,39 м.

Ан-22 (Антей) – самый крупный турбовинтовой самолет и одновременно первый широкофюзеляжный советский. Впервые поднялся в воздух в 1965 году. Длина фюзеляжа – 57,31 м, размах крыла – 64,40 м, а общая высота составляет 12,53 м.

В 30-х-40-х годах самым большим ЛА являлся АНТ-20 «Максим Горький». Впервые он взлетел в 1934 году. Будучи созданным в едином экземпляре участь его была трагичной. 18 мая 1935 года самолет разбился, а вся команда, включая и 35 пассажиров, погибли. В серию самолет так и не поступил. Размах крыла составляла 63 м, а общая длина – 33 м.

Hughes H-4 Hercules – самый крупный гидросамолет с наибольшим размахом крыла – 98 м. Создавался в период Второй Мировой Войны. Самолет разрабатывали для быстрой переброски 750 морских пехотинцев через Атлантику, однако он так ни разу и не взлетел. На данный момент — это единственный экземпляр с длинного фюзеляжа в 66,45 м и размахом крыльев 97,54 м.

Самым большим самолетом во всем мире считается украинский Ан-225 «Мрия». Этот реактивный транспортник впервые поднялся в воздух 21 декабря 1988 года. Самолет проектировали и построили в Украине на Киевском механическом заводе имени Антонова. Проект вел Толмачев В. И. На данный момент есть два экземпляра, из которых только один в летном состоянии и активно используется. Его начали разрабатывать из-за необходимости создания авиационной транспортной системы для космического корабля «Буран». Это единственный в мире самолет, который способен: перевозить крупногабаритные грузы массой до 250 т; транспортировать внутри континента без дополнительных посадок 200 т груза; перевозить грузы массой в 150 т между континентами. Ширина самого огромного ЛА, созданного в Украине, составляет 6,5 м, высота гиганта достигает 4,5 м.

Помимо самых больших самолетов, обладающих внушающими размерами и высотой, в разных странах мира проектировались и наиболее компактные варианты ЛА.

Х-12h. На данный момент считается самым маленьким самолетом из всех моделей, зарегистрированных официально. Экспертный аппарат в разобранном виде способен поместиться в обычный ручной чемодан. Длина самолета составляет 3,74 м, высота – 1,55 м, вес – 55 кг, а размах крыльев не превышает 6,31 м. ЛА разработал Д. В. Павлович. На Х-12h он потратил 25 лет. Самолет внесли в Книгу рекордов Гиннеса.

FlyNano. Финский одноместный летальный аппарат, длинна которого составляет 3,8 м, а размах крыльев не превышает 4,8 м. При этом он может поднять в воздух 113 кг. Сам ЛА весит около 70 кг. Двигатель находится над креслом пилота. В связи с отсутствием шасси в воздух самолёт поднимается с воды.

«Шершень» (Бамбл Би). До 1984 года считался самым маленьким самолетом. Его длина составляла 2,92 м, а размах крыла – 2 м. Однако при весе в 248 кг самолет мог развивать скорость – 290 км/ч. Самолет спроектировал и построил Р. Старр.

«Скай Бэби». Американская модель считалась самым компактным одномоторным самолетом до середины 50-х годов. Длина – 3 м, вес – 205 кг. При этом самолет развивал скорость до 207 км/ч. Основным минусом самолета считалось неудобное управление, поскольку пилоту требовалось находится в лежачем положении.

«Джуниор». Разработанный Р. Ститсом, американский самолёт был спроектирован на основе «Тэйлоркрафт» L-2. Считался самым небольшим ЛА до 1948 года. Длина составляла 3,4 м, размах крыла – 2,7 м (в других модификациях – 2,8 м), мог развивать скорость до 240 км/ч.

CyberBUG «КиберЖУК». Вес аппарата 1,5 кг, управление дистанционное. Основное предназначение заключается в военном применении – защита сухопутных войск и гражданских с воздуха. Способен подняться на высоту до 150 км.

McDonnell XF-85 «Гоблин». Длина – 4,53 м, высота – 2,56 м. Военный самолет, обладающий убойным действием. Радиус действия составляет 350 км и способен атаковать противника двумя 12,7-мм пулеметами.

F/A-18A «Xopнет». Американский бомбардировщик, занимающий первое место в своем классе. Этот палубный моноплан обладает складными крыльями. Его длина составляет 17 м, а высота – 4,6 м.

«GenerationTwo». Самым ярким примером маленького самолёта, выполняющего функции транспортника, является французский«GenerationTwo». Он оснащен одним турбодвигателем и вмещает до 5-и пассажиров, включая и пилота. Длина самолета – 7,75 м, грузоподъёмность – 1400 кг.

Global 5000. Считается самым маленьким пассажирским ЛА, разработанный в компании BombardierAerospace. Принимает на борт до 17 пассажиров и преодолевает расстояние в 9630 км.