Катастрофа ту-154 в смоленске

Смоленский конец Путина. В Польше анонсировали отчет по катастрофе самолета Качиньского

В преддверии 11-й годовщины катастрофы Ту-154 под Смоленском, в которой погибли 96 человек, включая президента Польши Леха Качинського, в Варшаве анонсировали публикацию отчёта собственного расследования. Специально созданная комиссия пришла к выводу, что причиной трагедии стали не ошибки экипажа, на чём настаивает Россия, а детонация взрывного устройства на борту. Как считают в Польше, эту взрывчатку заложили в самолёт во время его ремонта в России в 2009 году.

На днях об этом рассказал председатель комиссии, экс-министр национальной обороны Польши Антоний Мачеревич. «Главный тезис, а точнее правда, есть такой, что самолёт был уничтожен в результате взрыва», — заявил он. По его словам, к этому привела «взрывчатка, найденная на элементах разбитого самолёта». Мачеревич отметил, что у комиссии нет следственных полномочий, и установлением лиц, которые заложили взрывчатку на «борт №1», займётся прокуратура. Он также уточнил, что «среди лиц, ответственных за отдельные действия, перечисленные в отчёте, вероятно, есть люди, которые будут интересны обвинению».

Напомним, 10 апреля 2010 года в России потерпел крушение президентский самолёт Ту-154 Воздушных сил Польши, выполняющий рейс по маршруту Варшава — Смоленск. При заходе на посадку в условиях сильного тумана он якобы крылом задел деревья, опрокинулся, рухнул на землю и загорелся. На борту находилось 96 человек — по официальной версии, никто из них не выжил (а если верить неофициальной версии, то в открытом доступе «гуляют» видео с места катастрофы, на которых слышны выстрелы. ) В злой России встретили свою смерть президент Польши с супругой Лех и Мария Качиньские, высокопоставленные чиновники, известные политики, религиозные и общественные деятели, яркие представители польской общественности. Эта трагедия стала крупнейшей в истории авиакатастроф, в которых когда-либо погибали первые лица государства.

Злая ирония заключается в том, что делегация Польши летела в Россию с частным визитом, чтобы почтить память польских граждан, расстрелянных в начале апреля — конце мая 1940 года сотрудниками НКВД СССР. Тогда, согласно обнародованным архивным документам, было убито 21 857 человек, и в 2010 году была 70-я годовщина Катынского расстрела.

Впервые об обнаружении массовых захоронений в 1943 году заявил представитель Германии (!) Рудольф-Кристоф фон Герсдорф. Международная комиссия, созванная Германией (!), провела экспертизу и пришла к выводу, что расстрелы были произведены НКВД СССР весной 1940 года. Советский Союз отрицал свою причастность к трагедии (как эта тактика нам, украинцам, знакома), и после освобождения Смоленска создал собственную комиссию, которая пришла к выводу, что польские граждане якобы были расстреляны осенью 1941 года немецкими оккупационными войсками. Эта точка зрения считалась официальной в Советском Союзе и странах Варшавского договора вплоть до 1990 года, когда советским властям пришлось официально признать ответственность НКВД СССР.

К слову, раз заговорили о Советском Союзе, грех не вспомнить главную тему, которую сейчас активно обсуждают в российском обществе. Нет, это не беспрецедентная коррупция Владимира Путина и его окружения (к слову, 25 февраля издание «Проект» опубликовало расследование о том, как наживается на жителях оккупированного Крыма Ротенберг), а возвращение памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь напротив главного здания ОГПУ — НКВД — КГБ СССР и ФСБ России. Того самого Феликса Эдмундовича, который был символом, инициатором и руководителем «Красного террора», число жертв которого составляет, по разным оценкам, не менее 2 млн человек. Памятник ему был открыт 20 декабря 1958 года, а спустя 33 года, 22 августа 1991 года, низвергнут россиянами, и отправлен в «ссылку» — в парк искусств «Музеон». Там компанию Железному Феликсу составили памятник Сталину и ещё порядка 800 скульптур.

И вот теперь, спустя 30 лет, Феликс Дзержинский может вернуться на Лубянскую площадь пред ясные очи сотрудников органов госбезопасности и запуганного народа, а с ним и террор. Хотя, нет, террор пришёл раньше — в 2000 году, когда Путина избрали на его первый президентский срок после взрывов жилых домов в России, начала Второй чеченской.

Но вернёмся к Польше. Надо отметить, что в Варшаве анонсировали публикацию отчёта комиссии, несмотря на отказ России выдать ей обломки польского (!) самолёта. «С точки зрения исследования, можно без этого (получения фрагментов — прим. авт.) опубликовать отчёт, поскольку мы обладаем собранными образцами из разбитого самолёта и образцами, на которых как в польских, так и в иностранных лабораториях найдены следы взрывчатки», — сказал Мачеревич.

К слову, отказ Москвы выдать обломки — это ещё один (но не единственный) аргумент в пользу польской версии катастрофы. В 2018 году посол России в Польше Андреев сказал: «Тема возвращения в Польшу обломков президентского самолёта чрезмерно политизирована, вокруг неё искусственно создаётся повышенный ажиотаж, как будто этот вопрос имеет некое символическое значение. Между тем, с точки зрения практической, вопрос о том, где находятся обломки — в России или в Польше, — существенного значения не имеет».

Странный аргумент. Но всё стало на свои места в декабре 2020 года, когда весь мир узнал, что Москва не отдаёт Алексею Навальному его трусы, с которых сотрудники ФСБ пытались отстирать остатки боевого яда «Новичок». Остаётся только «посочувствовать» сотрудникам российских спецслужб, которым на службе приходится отстирывать трусы от химоружия, отчищать обломки самолётов от взрывчатых веществ и ещё Бог знает, чем заниматься. Хіба для того мама квіточку ростила.

Версия о взрыве циркулирует в Польше не первый год. В частности, о ней заговорили в 2016 году, в 2020 году она была озвучена при обсуждении промежуточного отчёта комиссии. Именно тогда стало известно, что польская и британская лаборатории подтвердили наличие следов взрывчатых веществ в пробах, взятых с частей, которые российские техники меняли во время ремонта бортов 101 (самолёт Качиньского) и 102 (ещё один принадлежащий Польше самолёт) в 2009 году.

Что тут скажешь, кадры российских спецслужб деградируют, о чём свидетельствуют провалы последних лет (отравление Скрипалей, убийство Хангошвили, отравление Гебрева, рассекречивание «базы российских шпионов» в Альпах, провал госпереворота в Черногории. ) Просто одним не удаётся отстирать трусы от яда в Томске, другим — уйти незамеченными с места убийства в Берлине, третьим — уничтожить остатки взрывчатого вещества на многочисленных обломках самолёта.

Москва всегда болезненно реагировала на подобные заявления. Она продолжает настаивать на первоначальной версии, несмотря на все доводы. А ведь история катастрофы Ту-154 под Смоленском полна несостыковок и неприятных открытый, начиная с видео, на котором слышны выстрелы, и мародёрства российских силовиков, которые побежали обналичивать банковские карты погибших в ближайшие банкоматы, до отказа Москвы выдавать фрагменты самолёта, подозрений в фальсификации записей «чёрных ящиков» и смертей потенциальных свидетелей.

В частности, в 2020 году официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что «это „повторное расследование“ с его „промежуточными результатами“ стали настоящей Йокнапатофой современной Польши». «Реальность намертво переплелась с вымыслом, превратившись в бесконечный фантазийный процесс», — сказала дипломат, известная своими «остроумными» комментариями.

А глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий, которого российские журналистки обвиняли в сексуальных домогательствах, не преминул сесть на любимого «русофобского» коня. «. звучащие обвинения в адрес России — чушь и торговля русофобией в попытке заработать очки у старших братьев по ЕС и в Вашингтоне», — сказал он.

В народе не зря говорят, что надо беречь «платье снову, а честь смолоду». Если в 2016 году у кого-то и были сомнения в целесообразности повторного расследования катастрофы под Смоленском, то в 2021 году вряд ли они у кого-то остались. После событий 2014 года в Украине, включая катастрофу Boeing 777 в Донецкой области, когда из российского ЗРК «Бук» был сбит пассажирский самолёт, в результате чего погибло 298 человек, из которых 80 — дети, никто не сомневается, что у Путина «отказали тормоза». Он на всех парах несётся к концу, ведь сколько верёвочке не виться, а конец будет, и публикация отчёта его только ускорит.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.

Катастрофа Ту-154 в Смоленске. Что случилось?

Так уж случилось, что два самых трагических события в новейшей польской истории произошли с разницей в 70 лет. И по какой-то роковой случайности они связаны с российским Смоленском. Весной 1940 года в Катынском лесу возле Смоленска сотрудниками советского НКВД было расстреляно более 20 тысяч польских граждан – пленных офицеров польской армии. Спустя 70 лет слова «Смоленск» и «Польша» снова зазвучали в мировых новостях. Новая ужасная трагедия – авиакатастрофа, унесшая жизни 96 польских граждан, среди которых были: глава Польской республики Лех Качиньский и его супруга Мария, польские политики и общественные деятели, высшие руководители военного ведомства произошла ранним апрельским утром 2010 года. Эта польская делегация направлялась в Россию, чтобы почтить память жертв Катынской трагедии. Но 10 апреля 2010 года превратилось для Польши во вторую Катынь – ведь в этой авиакатастрофе под Смоленском страна потеряла еще почти 100 своих граждан.

Любая авиакатастрофа – это нерядовое событие, но если при этом погибает президент страны и часть её высшего руководства, то это порождает слухи, разногласия и всевозможные спекуляции на этом событии. И даже через шесть лет истина так и не установлена. Сейчас даже можно сказать, что расследование причин начинается заново.

Что произошло в небе над Смоленском?

10 апреля 2010 года официальная польская делегация, возглавляемая Лехом Качиньским, вылетела из Варшавы для участия в траурных мероприятиях в Катынском мемориале. Ранним утром президентский самолет Ту-154М взял курс на российский город Смоленск. Пилотировал этот самолет польский экипаж, командиром которого был капитан Аркадиуш Протасюк. На борту воздушного судна находилось 89 членов делегации и 7 членов экипажа. Взлетев в Польше, самолет пролетел над территорией Белоруссии, затем пересек границу с Россией. Местом приземления был выбран аэропорт «Смоленск-Северный», поскольку он находился ближе всех к месту траурных мероприятий.

Когда польский Ту-154М решил заходить на посадку, на смоленском аэродроме наблюдалась сложная метеорологическая обстановка: густой туман и низкая облачность. Видимость на момент снижения составляла приблизительно 400-500 метров, а допустимый метеоминимум видимости для этого аэропорта должен быть не менее 1000 метров. Польский экипаж был предупрежден о сложных погодных условиях. Российский авиадиспетчер порекомендовал совершить посадку на одном из запасных аэродромов в Москве, Минске или Витебске. Но в случае ухода на соседний аэродром польская делегация никак не успела бы на официальные мероприятия в Катыни, поэтому командир самолета принял решение приземляться в Смоленске. Было это личным решением командира экипажа или ему передали решение вышестоящих лиц — установить сейчас уже невозможно. Но случилось так, что во время захода на посадку лайнер снизился чуть ниже положенного и левым крылом задел верхушки деревьев, в воздухе он перевернулся днищем вверх, а уже после этого рухнул на землю и загорелся. Это случилось в 10 часов 41 минуту.

Читайте также  Как добраться до аэропорта хельсинки из хельсинки

Польский самолет рухнул вниз во время первого захода на посадку, хотя в прессе говорили о крушении то на втором, то на четвертом заходе. Но их не было.

Пожарные, которые очень быстро добрались к месту падения, погасили пожар в течение 20 минут, но обнаружить выживших им так и не удалось.

Новость о том, что Польша потеряла своего президента, повергла мир в шоковое состояние. А спустя некоторое время большая часть польского общества обвинила Россию в причастности к катастрофе президентского самолета, ведь ни для кого не было секретом, что Лех Качиньский весьма негативно относился к политике, которую проводила Россия.

Эти трагические события сразу же обросли множеством слухов: говорили о террористическом акте, о заговоре против Польши, о взрыве бомбы на борту.

Опознание и похороны погибших

Поздно вечером 10 апреля двумя вертолетами останки погибших были доставлены в Москву, где должна состояться процедура опознания. Уже утром в российскую столицу начали прилетать родственники жертв авиакатастрофы. Тела 24 пассажиров смогли идентифицировать сразу же, поскольку у них при себе находились личные документы. 14 пассажиров были опознаны визуально. Для идентификации всех остальных была необходима генетическая экспертиза.

Тело президента Польши Леха Качиньского опознал его брат-близнец Ярослав, супругу президента — Марию Качиньскую опознали по её обручальному кольцу.

В течение 12 дней все погибшие в авиакатастрофе под Смоленском были идентифицированы и доставлены на родину.

В связи с трагическими событиями в Польше до 18 апреля был объявлен общенациональный траур. С погибшими под Смоленском попрощались 17 апреля, а на следующий день в Вавельском замке Кракова состоялись похороны президентской четы Качиньских.

Выводы расследований российской и польской комиссий

Российское правительство, чтобы снять со своей страны любые подозрения, провело тщательное расследование. Отчет о своей работе комиссия представила в январе 2011 года, а в июле свой отчет обнародовала польская сторона.

В результате проведенного расследования российская комиссия пришла к выводу, что к катастрофе привели неправильные действия польского экипажа. Кроме этого было установлено, что во время выполнения посадки самолета в кабине пилотов находились посторонние лица, которые оказывали на членов экипажа психологическое давление.

Польская комиссия имела несколько другой взгляд на произошедшую катастрофу. Поляки подтвердили ошибочность действий экипажа и психологическое давление на него, но они также раскритиковали действия российской диспетчерской службы, которая не смогла предотвратить опасную ситуацию, а довела её до катастрофы.

Спустя 6 лет

Несмотря на то, что после авиакатастрофы прошло более 6 лет, поляки не верят результатам расследований. Поэтому было принято решение эксгумировать тела погибших и провести повторные исследования. Первыми были извлечены останки президента Качиньского и его жены, которые после проведения экспертизы повторно перезахоронили 18 ноября 2016 года в крипте Св. Леонарда под Вавельским замком.

10 лет назад разбился самолет польского президента

День, который изменил Польшу

Это должна была быть спокойная суббота. В 9.20 утра по польскому времени Лех Качиньский должен был прибыть в Катынь, на 9.30 было запланировано начало прямой трансляции его выступления по всем центральным телеканалам. Успеть на него было для главы государства очень важно. Через несколько месяцев должны были пройти очередные президентские выборы, и выступление в Катыни, где за 70 лет до этого органами НКВД были расстреляны польские офицеры, было важным элементом предвыборной кампании.

Журналисты прилетели в Смоленск на Як-40 значительно раньше, и уже были в катынском лесу, когда поступило первое сообщение о том, что у самолета президента возникли какие-то проблемы при посадке. В тот день был густой туман, польские корреспонденты вспоминали, что ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки. А пилот Яка, решивший все же приземляться в тумане на свой страх и риск, за 16 минут до трагедии предупредил капитана президентского Ту-154 Аркадиуша Протасюка: «Вообще, здесь полный кошмар. Нам удалось сесть в последний момент. Скажу честно, можете попробовать. Но если не получится со второго раза, я предлагаю вам лететь в Москву или еще куда-то». Из стенограммы переговоров, оказавшейся позже в распоряжении редакции TVN, следует, что первым о трудных погодных условиях экипаж проинформировал диспетчер аэропорта в Минске. Он вышел на связь с Ту-154, на борту которого находилась польская правительственная делегация, и сообщил, что в районе аэродрома Смоленск-Северный сильный туман, видимость составляет 400 метров. Для пилотов это стало неожиданностью. «Чтоооо?!», — удивился второй пилот. Штурман нецензурно выругался, командир экипажа с возмущением воскликнул: «Эта наша метеослужба!». Несмотря на это, они продолжили полет.

Смоленск Северный не принимал по метеоусловиям, но по международным правилам решение о посадке литерных рейсов принимает экипаж, а наземные службы могут лишь информировать. В течение всего полета в кабину пилота постоянно приходили посторонние люди. После переговоров экипажа с диспетчером из Смоленска пилоты сообщили директору диппротокола МИД Польши Мариушу Казане, что попытаются сделать подход, «но скорее всего из этого ничего не получится». «Будем пытаться до достижения результата», — ответил директор. Из дальнейших переговоров в кабине пилота следовало, что весь экипаж отдавал себе отчет в том, что правительственная делегация должна вовремя прибыть на траурные мероприятия. Запасными аэродромами были Витебск и Минск, но это не позволило бы президенту в назначенное время выступить с речью в Катыни. Первый пилот говорил старшему бортпроводнику: «Бася, невесело, вышел туман. Неизвестно, сядем ли мы». «Да? — переспрашивала женщина. — Они не успеют!» За десять минут до трагедии директор диппротокола сообщил экипажу: «Еще нет решения президента, что делать дальше». А за пять минут до катастрофы находившийся в кабине пилота глава ВВС Польши генерал Анджей Бласик повторил вслед за дипломатом: «Мы должны пытаться, пока не получится». Экипажу сообщили, что условий для посадки нет, но командир воздушного судна, подтвердив прием, продолжил заход на посадку. Протасюк не счел возможным ослушаться высшего начальства. В 09:39 по польскому времени самолет выпустил шасси и стал снижаться. После первого сигнала TERRAIN AHEAD (опасное сближение с землей) глава ВВС успокаивал пилота: «Уместишься, смелее!». Эксперты полагают, что оба они искали глазами землю. В последние секунды полета кто-то в кабине пилота повторял: «Ничего не видно».

«Между 9 и 9.30 утра на голосовую почту моего телефона поступило сообщение, на котором был записан голос моего мужа. Он кричал: «Ася! Ася!» Фоном звучал треск, а точнее, это голос моего мужа был фоном. Были слышны голоса людей, как бы шум толпы (. ) Я не разобрала слов, это был крик людей. Запись длилась 2-3 секунды. Звуки треска были короткими и резкими. Так, как будто ломался пластик или вафля, плюс звук, напоминающий шум ветра в трубке телефона» — рассказала журналу Wprost вдова депутата польского сейма Лешка Дептулы, находившегося на борту президентского Ту-154.

В 13.00 в Варшаве прошло экстренное заседание кабинета министров. Через час спикер нижней палаты парламента Бронислав Коморовский, в соответствии с конституцией страны, стал исполняющим обязанности президента и объявил в стране 7-дневный траур. Брат-близнец президента Ярослав Качиньский прилетел в Смоленск, чтобы опознать тело Леха. Тем же вечером премьер-министр Владимир Путин встретил там своего польского коллегу Дональда Туска и они вместе побывали на месте трагедии.

Польско-польская война

12 января 2011 года Межгосударственный авиационный комитет представил окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и в подготовке экипажа. «Присутствие в кабине экипажа в процессе захода на посадку посторонних лиц увеличивало психоэмоциональное напряжение членов экипажа и отвлекало экипаж от выполнения им своих обязанностей. Анализ переговоров показывает, что в случае неудачного захода и ухода на запасной аэродром КВС ожидал негативной реакции «главного пассажира», — говорилось в отчете. Вскоре свой рапорт представила польская сторона, и его итогом стал уход в отставку министра обороны Богдана Клиха. Это его ведомству подчинялся 36-й авиационный полк, занимавшийся транспортировкой правительственных делегаций. Сам полк был расформирован.

Спустя год Высшая контрольная палата Польши проанализировала деятельность всех ведомств, в той или иной мере ответственных за подготовку полетов первых лиц страны, а это, в том числе, министерство обороны, МИД, МВД, канцелярия президента, премьер-министра, обеих палат парламента. Недочеты и ошибки были выявлены в деятельности большей части этих структур. «Отсутствовала последовательная система процедур, а существующие правила во многих случаях игнорировались, трагическим примером чего стал полет 10 апреля 2010 года», — говорится в документе. Из отчета следует, что полеты в Смоленск состоялись в обход действовавшей в этот период инструкции об организации полетов лайнеров с первыми лицами на борту. Она позволяла вылет и посадку только на действующих аэродромах, внесенных в специальный реестр. Аэродром Смоленск-Северный в означенном реестре на момент полета отсутствовал. А это значит, что, по правилам, там могли приземляться только вертолеты — после предварительного осмотра территории. Кроме того, пилоты 36-го авиаполка министерства обороны не проходили достаточного обучения на тренажерах. Председатель контрольной палаты Яцек Езерский сообщил радиостанции Polskie Radio, что для того, чтобы иметь возможность летать, они подделывали документы о тренировках.

Смоленская трагедия: что мешает поставить точку в расследовании катастрофы Ту-154М

10 апреля 2010 года под Смоленском разбился польский самолет российского производства Ту-154М. На борту было 96 человек, в том числе – президент Польши Лех Качиньский, а также военная, политическая и религиозная элита страны. Точка в расследовании причин трагедии не поставлена до сих пор.

Читайте также  Авиакомпания трансавиа: официальный сайт

Что такое «Смоленская трагедия»

10 апреля 2010 года в 9:54 по Киеву под Смоленском недалеко от военного аэродрома «Смоленск-Северный» упал польский самолет Ту-154М №101 (рейс PLF101) с делегацией первых лиц Польши. Делегация направлялась в Катынь – место казни 21 857 польских военнопленных, которые были уничтожены по приказу Москвы в 1940 году.

На борту находились президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария, глава Национального банка Славомир Скшипек, начальник генерального штаба Войска польского Франтишек Гонгор, командующий воздушными силами Анджей Бласик, глава Бюро национальной безопасности Александр Щигло, глава администрации президента Владислав Стасяк, вице-спикер Сейма Ежи Шмайдзиньский, заместитель министра иностранных дел Анджей Кремер, президент республики в изгнании Рышард Кочаровский, руководитель Института Национальной памяти Януш Куртыка и ряд других высокопоставленных чиновников.

10 апреля 2010 года – черный день в истории Польши:

Все 88 пассажиров и 8 членов экипажа самолета российского производства погибли.

Смоленская трагедия стала шоком для всего мира – в Польше был объявлен 7-дневный национальный траур. Свои соболезнования польскому народу выразили многие государства мира. Среди них была и Россия, но многим слова тогдашнего президента этой страны Медведева не показались искренними. Сразу возникло немало вопросов относительно катастрофы и расхождений в фактах.

«Российское» расследование Смоленской трагедии

На все вопросы, которые возникли у политиков и журналистов, должен был дать ответ так называемый Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Это довольно уважаемая и авторитетная организация, которая координировала работу гражданской авиации стран бывшего СССР и занималась вопросами, связанными с использованием воздушного пространства этих стран. Офис МАК расположен в Москве, а сама организация находится под значительным влиянием российских властей.

Президентский самолет Ту-154М / Фото Тобиаса Майера, AIRLINERS.net

Польская сторона создала собственную правительственную комиссию, но доступа к значительной части материалов и доказательств не имела. Де-факто, расследованием Смоленской трагедии занималась «Росавиация», которая указывала МАК, что и как делать, а также – что говорить.

Расследование прошло быстро – МАК провел экспертизу черных ящиков и других доказательств и уже в 12 января 2011 года пафосно заявил об «окончательных выводах». Они подтвердили первоначальную версию российской стороны – «самолет Ту-154М упал из-за ошибки польского экипажа».

Якобы в сложных погодных условиях (тумане) экипаж Ту-154М отказался от предложения пойти на запасной аэродром в Минск или Витебск (последний в тот день не работал). Выводы МАК указывали на то, что пилоты правительственного самолета не имели должной квалификации и не смогли посадить самолет в условиях тумана. Из-за этого он пролетел мимо взлетной полосы и повредил крыло о березу на высоте 4 метров. Это столкновение стало роковым.

Также в ходе расследования выяснилось, что пилоты самолета находились под моральным давлением. В кабине во время приземления находились посторонние лица: руководитель службы протокола Казан и командующий ВВС Бласик, последний был в состоянии легкого опьянения. Они требовали приземления именно в Смоленске, так как в противном случае подверглась бы изменениям вся программа визита – Качинский не успевал на официальную церемонию почтения жертв НКВД в Катыни.

Польская сторона в докладе по итогам собственного расследования под руководством Ежи Миллера 29 июля 2011 года в целом согласилась с выводами МАК. Так называемый «Комитет Миллера» заявил о махинациях российских контроллеров движения аэродрома «Смоленск-Северный», которые предоставили экипажу самолета ложные сведения, но ошибку своих пилотов признал решающей.

При этом стороны не пришли к согласию в вопросе принадлежности самолета как военного или гражданского объекта. Дело в том, что окончательное решение о посадке гражданского самолета должен принимать его капитан, а военного – аэродром. Самолет действительно был военным, и им управляли военные пилоты, но в мирное время полеты даже военных самолетов над чужой территорией считаются гражданскими.

Критика официальной версии

Несмотря на настойчивое желание российской стороны поставить точку в этом вопросе и свалить вину на человеческий фактор, в Польше к этому предложению отнеслись скептически и с выводами МАК согласились только формально.

Ярослав Качиньский – брат-близнец погибшего президента Польши – заявил, что не признает результаты расследования и считает их бездоказательными. Его поддержали многие другие высокопоставленные лица.

Сразу после катастрофы начали появляться различные версии. В частности, о теракте, который якобы устроили российские спецслужбы. За 3 месяца до катастрофы самолет президента находился на капитальном ремонте в России, поэтому российские спецслужбы имели теоретическую возможность заложить взрывчатку.

Слухи распространялись благодаря громким заявлениям польских политиков, которые рассказывали о якобы обнаруженных следах тротила и разнице во времени между реальным временем катастрофы и тем, которое подавалось в официальной версии, а также из-за нежелания российской стороны «выносить сор из избы».

Несмотря на это официальная версия авторства МАК и «Комитета Миллера» долгое время считалась достоверной, поскольку авторитет Межгосударственного авиационного комитета под сомнение ставить не решались, и факты, которые противоречили официальным выводам, причисляли к теориям заговоров.

Россия убивает собственную репутацию

Ситуация изменилась через несколько лет. Летом 2014 года российские военные с помощью ЗРК «Бук» сбили гражданский самолет МН17 в украинском небе на Донбассе. В 2015 году были обнародованы итоги технического расследования причин катастрофы международной группой экспертов (JIT) под эгидой Совета по безопасности Королевства Нидерланды (DSB), которой это право делегировала Украина.

Авторитетные эксперты заявили о том, что самолет был сбит ракетой класса «земля – воздух» ЗРК «Бук» 53-й зенитно-ракетной бригады РФ с территории, которую тогда контролировали российские войска и их прокси. Расследование JIT и DSB убедительно опровергло многочисленные версии российской стороны, превратило в посмешище экспертов из российского государственного концерна «Алмаз-Антей», который до того, как стать инструментом пропаганды, считался авторитетным, и открыло путь для уголовного процесса и наказания виновных.

Ложь России об МН17 сыграла с ней злую шутку:

Российская сторона результаты расследования не признала и начала активную кампанию по дискредитации авторитетных экспертов и их работы. Для этого были привлечены все силы, включая «Росавиацию» и МАК. Таким образом, Россия создала прецедент, за который ухватились поляки. В Польше увидели, что эти до того уважаемые организации являются ангажированными и выступают орудиями политической борьбы и черного пиара.

После этого в Польше окончательно убедились в неискренности Москвы. Как Советский Союз не хотел брать на себя вину за расстрелы поляков в Катыни, так и Россия пыталась избежать ответственности за Смоленскую трагедию 2010 года.

В 2015 году в Польше прошли выборы, и к власти пришли правые консерваторы из партии «Право и Справедливость» (PiS) во главе с братом погибшего президента Леха Качиньского – Ярославом. По его инициативе новое правительство отменило рапорт предшественников по катастрофе и зимой 2016 года возобновило расследование.

Новое расследование Смоленской трагедии

Куратором нового расследования стал новый министр обороны Польши Антоний Мацеревич. Он неоднократно с высоких трибун обвинял Россию в теракте и даже заявлял, что Смоленская трагедия произошла с ведома тогдашнего премьера Польши Дональда Туска.

Польша считает причиной катастрофы взрывы:

В ходе расследования была проведена повторная эксгумация всех жертв авиакатастрофы, снова исследованы записи черных ящиков и останков самолета с целью обнаружения следов взрывчатки.

Несмотря на всю скандальность и даже комичность персоны Мацеревича (он зарекомендовал себя как правый популист), нельзя игнорировать то, что обнаружило новое расследование. В частности, выяснилось, что польская сторона не проводила собственное вскрытие тел жертв и поверила на слово россиянам, более того – пыталась как можно скорее закрыть дело. Из-за этого и выводы «Комитета Миллера» были отменены.

Слушайте, ну мы устали от подобного блефа. Просто устали. Чушь какая-то. Не было там никаких взрывов. Это изучено экспертами с польской стороны и с российской. Мы переживали (по поводу этой трагедии) вместе с вами. Нет, нужно накручивать на голом месте,
– Путин отвечает на вопрос польского журналиста о причинах Смоленской катастрофы в декабре 2017 года.

В 2017 году польские прокуроры прямо обвинили российских диспетчеров в катастрофе и указали, что россияне сознательно спровоцировали ее.

16 апреля 2018 года Польша официально возложила вину за катастрофу не на исполнителей, а непосредственно на Россию. Тогда же Мацеревич озвучил выводы экспертов и заявил, что причиной катастрофы стали 2 взрыва на борту самолета президента. Эти данные были подтверждены в следующем году в результате экспертизы, которую осуществила Лаборатория судебно-взрывчатых веществ при Минобороны Великобритании.

В 2020 году парламентская комиссия Сейма снова заявила, что на борту произошли 2 взрыва, — в районе левого крыла и в центральном отсеке самолета. На обломках Ту-154М были обнаружены следы взрывчатки – тротила, гексогена и пентрита. Факт взрывов подтверждается, с одной стороны, характером повреждения самолета и разбросом его осколков, а с другой – травмами погибших. Парламентарии также обвинили Россию в попытке скрыть истинные причины катастрофы.

Как проходит расследование трагедии в Польше:

Тогда же польское правосудие заявило о намерении арестовать диспетчеров – граждан РФ Павла П., Виктора Г. и Николая К., но эти попытки были заблокированы россиянами. Так же за несколько лет до того Следственный комитет РФ отказался привлечь к ответственности российского генерала Бенедиктова, который якобы отдал приказ-рекомендацию завести Ту-154М на приземление (ныне Бенедиктов является главой Военно-транспортной авиации ВВС РФ). Так же не были привлечены ответственные за безопасность полета в воздушном пространстве России и его безопасность во время приземления на аэродроме.

Сейчас расследование продолжается, и Мацеревич обещает в апреле 2021 года обнародовать новые факты и доказательства вины России.

Презумпция вины России

И хотя к новому польскому расследованию в настоящее время есть немало вопросов, отказ России от сотрудничества со следствием и враждебное отношение к расследованию, а также крайне испорченная репутация убедили многих, что Москва опять пытается скрыть свое очередное преступление. Логика здесь простая – невиновный не стал бы противодействовать следствию и скрывать факты. К тому же в случае с Россией существует презумпция вины. Так как за этим государством и СССР, правопреемником которого оно является, тянется длинный шлейф государственных преступлений, которые долгое время упорно не хотели признавать в Москве.

Если на борту были взрывы, а самолет-то откуда взлетел? Из Москвы или из Варшавы? Значит там (в Польше) их и положили. Мы что ли, какие-то российские агенты туда (в самолет) пробрались и положили взрывчатку? Ищите у себя тогда,
– Путин «переводит стрелки» на декабрьской пресс-конференции 2017 года.

Читайте также  Какой авиакомпанией лучше лететь

Так было в случае с расстрелами в Катыни – в СССР долго не желали признавать факт массовых казней польских офицеров, и даже цинично запустили пиар-проект по почтению жертв нацистов в поселке Хатынь, название которого является созвучным (при этом о других фактах геноцида предпочитали молчать, как в случае с Корюковской трагедией). Также Россия цинично пыталась переложить вину на Украину за катастрофу MH17 и смерть почти трех сотен людей, а сегодня не желает брать на себя ответственность за события 10 апреля 2010 года.

Сейчас Россия не отдает отдельные части Ту-154М и продолжает бойкотировать как польскую, так и международные комиссии, которые пытаются установить правду и найти виновных. Такое поведение в очередной раз доказывает, что Россия не чтит закон, попирает международное право и руководствуется правом сильнейшего. Именно эта «позиция» позволяет государству со столицей в Москве захватывать территории суверенных государств, убивать и преследовать инакомыслящих. Сейчас цивилизованный мир считает Россию спонсором международного терроризма с презумпцией вины, а ее главу – президента Путина – убийцей.

10 лет со дня катастрофы Ту-154 в Смоленской области. Как гибель Леха Качиньского повлияла на отношения России и Польши

10 лет назад, 10 апреля 2010 года, самолет Ту-154 главы Польши Леха Качиньского потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту Смоленск-Северный. На борту находились 96 человек. Погибли все. Как трагедия повлияла на отношения Варшавы и Москвы и почему Польша до сих пор обвиняет Россию — в материале «360».

«Российское общество откликнулось на беду»

После катастрофы российское общество откликнулось на беду незамедлительно, рассказала «360» официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она отметила, что Москва оказала всю возможную помощь польским властям и семьям погибших, прибывавшим в Россию.

Атмосферу глубокой солидарности с жертвами трагедии, в которой осуществлялись все аварийные, следственные и логистические действия отечественных и зарубежных специалистов, можно охарактеризовать как режим наибольшего благоприятствования нашим польским партнерам

Захарова напомнила, что причины смоленской авиакатастрофы отразили в докладе Межгосударственного авиационного комитета (МАК) от 12 января 2011 года, который стал результатом тщательно проведенного расследования. К нему допустили представителей компетентных органов Польши.

Теория заговора

Однако с приходом к власти в Польше правящей с 2015 года партии «Право и справедливость» (ПиС) официальная Варшава стала активно продвигать альтернативную версию причин падения самолета. И в феврале 2016-го в Польше создали специальное подразделение Комиссии по расследованию авиационных происшествий государственной авиации (КРАПГА), которой поручили заниматься повторным установлением причин происшествия.

По словам Захаровой, в рамках этой комиссии продвигается версия о покушении на главу государства, к которому якобы были причастны бывшие польские власти в сговоре с российскими спецслужбами.

«Несмотря на громкие анонсы и многочисленные абсурдные версии, до сих пор не выявлены какие бы то ни было новые обстоятельства, которые бы опровергали либо ставили под вопрос выводы МАК. Многие эксперты, в том числе в самой Польше, видят в этой конспирологической деятельности политический умысел, попытку правящей партии расправиться со своими политическими оппонентами из предыдущего правительства», — добавила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Обломки самолета

При этом польская сторона требует передать ей обломки Ту-154. Однако сама Польша еще не закончила расследование. До этого момента по законодательству обломки — они же доказательства — должны оставаться в РФ.

При этом сама Варшава знает это и не рассчитывает на возвращение частей самолета. В этом уверен член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.

Это ход для СМИ, попытка фальсифицировать информацию каким-то образом, создать прецеденты и использовать их в своих политических целях

Приезд польской делегации

Президент Польши решил не ехать в Смоленск на десятую годовщину авиакатастрофы. Польская делегация также отменила визит в Смоленск. Хотя ранее, по словам Захаровой, официальный визит планировался и МИД России незамедлительно сообщил о готовности Москвы оказать содействие в организации поездки.

Но 3 апреля польская сторона заявила о переносе визита. В информирующей об этом ноте посольства Польши в Москве в качестве причины решения назвали угрозы, связанные с пандемией коронавируса. «Думаю, что это все-таки основная причина не покидать Польшу в это время. Хотя, насколько я общался со своими польскими коллегами, до конца марта подготовка к визиту шла вообще без каких-либо проблем», — заявил бывший замминистра иностранных дел Андрей Федоров.

Однако руководитель канцелярии правительства Польши Михаил Дворчик выдвинул совершенно иную аргументацию, отметила Захарова.

Дескать, Россия вовремя не дала „однозначный письменный ответ на представленные логистические планы визита“. И именно эта абсурдная версия разошлась в польских СМИ — якобы почтить память погибших в Смоленске не дала Россия. МИД выразил недоумение по поводу этих заявлений

Отношения двух стран

Российско-польские отношения были достаточно плохими последние два десятилетия. А катастрофа в Смоленске, конечно, лишь ухудшила ситуацию. В этом уверен Федоров.

«Откуда недоверие в принципе? У этого есть исторические корни. Начиная еще с 19-го века, с подавления царем Варшавского восстания и многого другого. В конце 1990-х и начале 2000-х было очень серьезное политическое противостояние России и Польши по многим вопросам. Это было связано с членством Польши в ЕС, НАТО и с американскими базами в Польше», — отметил собеседник «360».

Он добавил, что противостояние до сих пор продолжается. Недоверие к Москве за последние два десятилетия особенно сильно проникло в польское общество. Россию представляют не столько опасной страной, сколько непредсказуемой.

«Мы всегда открыты для диалога»

Трагедия с самолетом президента Польши привела к тому, что вся политическая элита в своей борьбе до сих пор спекулирует на несчастье и использует это в своих политических целях, уверен Клинцевич.

«Сегодня так или иначе, когда кто-то в Польше хочет реализоваться с точки зрения электоральных возможностей, они поднимают эту тему. Негативный тренд в отношении России задан, и его продолжают эксплуатировать. Для власти такие высокие духовно-нравственные вещи не имеют никакого значения», — заявил собеседник «360».

Он полагает, что шанса на окончание расследования нет. Захарова же отметила, что российско-польские отношения действительно сегодня переживают не лучшие времена. Контакты стран с 2014 года фактически заморожены. Но Москва готова исправить это и идти навстречу Варшаве.

Не мы инициаторы такой ситуации, исходим из того, что и инициатива изменить ее также должна исходить от польской стороны. Мы всегда открыты для диалога с Варшавой

Катастрофа ТУ-154 в Смоленске: список погибших

Официально в составе польской делегации из Варшавы в Смоленск вылетело 88 человек. Никто из них не выжил.

Лист паспортов 10 апреля 2010 года

1. Пан Лех Качински (1949, дипломатический паспорт)

2. Пани Мария Качинска (1942, дипломатический паспорт)

3. Пан Ричард Качоровски (1919)

4. Агаска Индеска Йоанна (1964)

5. Баковска Ева (1962)

6. Бласик Андрей (1962)

7. Боченек Кристина (1953, дипломатический паспорт)

8. Баровска Анна Мария (1928)

9. Баровски Бартос (1978)

10. Бук Тадеуш (1960)

11. Шодаковски Мирон (1957)

12. Чивински Чеслав (1926)

13. Дептула Лечек (1953, дипломатический паспорт)

14. Дебски Збижнев (1922)

15. Долнияк Грезорг (1960)

16. Духновски Эдвард (1930)

17. Федорович Александр (1971)

18. Фетлинска Янина (1952)

19. Флорчак Ярослав (1969)

20. Француз Артур (1971)

21. Гагор Франчизек (1951, дипломатический паспорт)

22. Гечизка Гразина (1951, дипломатический паспорт)

23. Гиларски Казимир (1955)

24. Госиевски Прежемислав (1964, дипломатический паспорт)

25. Гостомски Бронислав (1948)

26. Ханджлик Мариус (1965, дипломатический паспорт)

27. Индрейчик Роман (1931)

28. Янечек Павел (1973)

29. Янковски Дариус (1955)

30. Яруга-Новаска Изабела (1950, правительственный паспорт)

31. Йонич Йозиф (1959)

32. Карпинюк Себастьян (1972, дипломатический паспорт)

33. Карвета Андрей (1958)

34. Казана Мариус (1980, дипломатический паспорт)

35. Кочановски Януш (1940, правительственный паспорт)

36. Коморницки Станислав (1924)

37. Коморовски Станислав Ержи (1953, дипломатический паспорт)

38. Краевски Павел (1975)

39. Кремер Андрей (1961, дипломатический паспорт)

40. Кроль Здислав (1935)

41. Крупски Януш (1951, дипломатический паспорт)

42. Кружинска-Густ Зофия (1952)

44. Любински Войчех (1969)

45. Лютоборски Тадеуш (1926)

46. Маминска Барбара (1957)

47. Мамантович-Лойек Зинона (1937)

48. Мелак Стефан (1946)

49. Мерта Томас (1965)

50. Микке Станислав (1947)

51. Наталли-Свиат Александра (1959, правительственный паспорт)

52. Натусиевич-Мирер Янина (1940)

53. Носек Петр (1975)

54. Нуровски Петр (1946)

55. Оразич-Лофлер Бронислава (1929)

56. Осински Ян (1975)

57. Пилч Адам (1965)

58. Пискорска Катаржина (1937)

59. Плажински Масиеч (1958, дипломатический паспорт)

60. Плоски Тадеуш (1956)

61. Потасински Влодзимер (1956)

62. Прежевозник Андрей (1963, дипломатический паспорт)

63. Путра Кристоф (1957, правительственный паспорт)

64. Румяник Ричард (1947)

65. Рубиски Аркадиуш (1953, дипломатический паспорт)

66. Сасин Ясик (1969, дипломатический паспорт)

67. Сариуч-Скапски Андрей (1937)

68. Северян Войчех (1939)

69. Скржипек Славомир (1963, дипломатический паспорт)

70. Солски Лесжек (1935)

71. Стасиак Владислав (1966, дипломатический паспорт)

72. Суровска Ясек (1974)

73. Чизыгло Александр (1963, дипломатический паспорт)

74. Шмайдзиньски Ежи (1952, дипломатический паспорт)

75. Чманек-Дереч Йоланта (1954, дипломатический паспорт)

76. Томашевска Изабела (1955)

77. Юлерик Марек (1975)

78. Валентинович Анна (1929)

79. Валевска-Пржаловска Тереса (1937)

80. Вассерманн Збижнев (1949)

81. Вода Вислав (1946, дипломатический паспорт)

82. Войтас Эдвард (1955, дипломатический паспорт)

83. Выпич Павел (1968, дипломатический паспорт)

84. Заяц Станислав (1949, дипломатический паспорт)

85. Закрженски Януш (1936)

86. Зич Габриэла (1941)

Позже МЧС России опубликовало полный список погибших при крушении лайнера Ту-154.

Как известно, диспетчеры военного аэродрома Северный под Смоленском не разрешали самолету Президента Польши Леха Качиньского посадку.

— Борту президента рекомендовали совершить посадку в аэропорту города Минска или Москвы, — рассказали Life News в аэропорту Северный. — Однако пилоты приняли решение сажать машину. Экспертам предстоит еще выяснить причины такого решения. После нескольких попыток совершить посадку лайнер задел верхушки деревьев и рухнул.

Кроме официальной делегации, на борту находился также журналистский пул и охрана Леха Качиньского, которые сели в самолет без билетов.